Строго говоря, випассана это не только медитация, а целое направление в буддизме. Но в 20-м веке некоторые школы выделили технику медитации из религиозного контекста и разработали методику випассаны «вне религии». Именно с такой методикой я познакомился поближе на 10-дневном курсе випассаны в школе Гоенки (Goenka) (О Гоеко: http://en.wikipedia.org/wiki/S._N._Goenka), и именно о ней идет речь, когда я употребляю этот термин.
Итак, позвольте представить Вашему вниманию Dhamma Malaya Vipassana Centre, что недалеко от Куантана, Малайзия.

По идее, во всех странах расписание и порядок (а скоро и меню тоже) унифицированы.
Но речь пойдет лишь о центре, что у нас под боком – Dhamma Malaya Vipassana Centre. http://www.malaya.dhamma.org/
2 часа \ 20RM автобусом из KL. Далее 3 км по мощеной дорожке через пальмовую плантацию. И вот вы на месте. Следующие несколько дней вам будет запрещено покидать территорию, разговаривать, заниматься другими практиками, курить куришку и бухать бухашку, читать, слушать музыку, пользоваться телефоном и другими дивайсами (все это сдается на хранение до окончания ретрита). Само собой, мужчины и женщины живут и питаются отдельно.
Вы будете только медитировать, есть и спать. Еду вам готовят, потом моют посуду, убирают территорию и вообще все для вас организовывают так чтобы ваш Ум не отвлекался. Не фелонил. Не искал для себя работы, левых дел, а по сути- отмазок. А ему (уму)ой как этого захочется день так уже на 2 и на 5ый (так утвержждает Гоенко исходя из своей многотысячной статистики). Будет идти кропотливая работа. Работа над своими загонами, комплексами, страхами, шаблонами и другим ментальным мусором, скопившимся за многие годы.
Никакой реллигии, обрядов и тд. Чистая наука о дыхании, о теле, о разуме.
Другими словами, Медитация типа випассана направлена на наблюдение, проницание и изучение сознания в его неизмененном состоянии. Сознанию не дают объекта для концентрации, который помог бы затенить все остальное. Вместо этого предлагается наблюдать сознание «как оно есть», не подавляя, не отрицая и не усиливая никакие происходящие в нем явления.
Вот расписание:
4:00 am Morning wake-up bell
4:30-6:30 am Meditate in the hall or in your room
6:30-8:00 am Breakfast break
8:00-9:00 am Group meditation in the hall
9:00-11:00 am Meditate in the hall or in your room according to the teacher's instructions
11:00-12:00 noon Lunch break
12noon-1:00 pm Rest and interviews with the teacher
1:00-2:30 pm Meditate in the hall or in your room
2:30-3:30 pm Group meditation in the hall
3:30-5:00 pm Meditate in the hall or in your own room according to the teacher's instructions
5:00-6:00 pm Tea break
6:00-7:00 pm Group meditation in the hall
7:00-8:15 pm Teacher's Discourse in the hall
8:15-9:00 pm Group meditation in the hall
9:00-9:30 pm Question time in the hall
9:30 pm Retire to your own room--Lights out
Пояснения:
*Group meditation in the hall – обязательная медитация в холле. 3 раза в день. С 3его дня она еще и становится determination meditation. Что означает 1 час пытаться сидеть не меняя позы и не открывая глаз. С непривычки, конечно, будет трудно. Но ‘затекшая” нога и онемевшая спина со временем перестают волновать и. Как правило, сколько нибудь утвердившейся в практике медитатор умеет растворять не только эти gross sensation но и все физ.тело (его просто перестаешь ощущать). По крайней мере к этому надо стремиться.
* Meditate in the hall or in your room – можно медитировать в своей комнате (если соседи через стенку не храпят в это время
* Tea break в 5 верера. Нацинающим можно перекусить еще и фрукты. Для Old students только напитки. То есть для них последний прием пищи в 11 утра. Это ОЧЕНЬ способствует качественной медитации.
* Teacher's Discourse in the hall в 7 вечера – аудо-видео записо лекци Гоенко. Детально описывается практика дыхания и отслеживание ощущений. Очень подробно и качественно дается понять что от вас требуется в следующий день, на что обратить особое внимание. Это очень полезно. Учитывая возможность выбрать свой родной язык (дают наушники) – эта часть ретрита, на мой взгляд, очень полезна для начинающего практикующего.
Что еще? Питание вегетарианское, разнообразное и очень вкусное.
Проживание в отдельной комнате с отдельным душем и туалетом. Мягкий матрац, подушка, даже постельное дают. Если бы не необходимость ходить на Group meditation in the hall - то был бы просто рай какой то :- ) Ну, действительно, как хорошо сбитый 3* отельчик с полным пансионом all included
А если серьезно, то условия проживание в этом центре определенно не отличаются простотой спартанской жизни как Suan Mokkh International и Dipabhavan медитационные ритриты, описанные Дэном тут topic2468.html?hilit=Suan
так что любителям old school (соломенной циновки на бетоне и деревянной подушки), что в тайских ретритах- придется довольствоваться обычной подушкой и современным пружинным матрацом : )
и вообще, малайский ретрит довольно “упитанный”: мраморные полы, колонны, hi-end техника для аудо-видео лекций, не говоря уже о москитные сетки в холлах, столовых и комнатах.
Что меня привлекло в теории випассаны?
Практика випассаны имеет цель достижения внутренней гармонии, покоя и счастья, что уже звучит довольно заманчиво. Плюс, это не обращение в чужую религию (занимаются випасаной люди разных вероисповеданий), а лишь работа над собой, в чистом виде и без посредников.
Еще если совсем коротко, то очень хорошо написано в викепедии: Випассана это практика трансформации личности через самонаблюдение и самоанализ (Vipassana is a practice of self-transformation throughself-observation and introspection).
Про собственные ощущения писать не буду дабы у собравшихся попробовать себя в ретрите не было ожиданий именно того же. Так советуют опытные практикующие и учителя. У каждого будут свои озарения и инсайты. Ведь все мы разные с разным богажом ментального\эмоционального мусора и физиологических(читай: энергетических) зажимов. Просто это стоить попробовать хотя бы раз. Дать шанс технике. Она реально работает.
PS познакомился в последний день ретрита с группой подростков из Мелаки. Удивился, что такие молодые а уже решили встать на путь личного духовного роста. Завел разговор.
-как сюда попали?
-родители заставили. Они уже много ретритов прошли. Нас сюда запихнули.
- а если бы вы сказали свои корешам что едите медитировать– что они сказали бы?
- no-lah, засмеют.
- ну и как, самим то понравилось?
- что то в этом есть. Но, надо еще как нибудь повторить. Углубить.
Фото центра http://www.malaya.dhamma.org/en/centrephotos.shtml
Расписание ретритов http://www.dhamma.org/en/schedules/schmalaya.htm
Как добраться http://www.malaya.dhamma.org/en/centre.shtml
Чей то подробный отчет на ангельском http://exploreforayear.com/travel/vipas ... sensations
Be happy