Название центров - Suan Mokkh International который находится при Suan Mokkh Forest Monastery , неподалеку от города Chaiya, провинция Surrothani , на юге Таиланда а также Dipabhavan Meditation Center, неподалеку от Lamai Beach, остров Самуи. В обоих я побывал уже по 2 раза и при первой же возможности с удовольствием съезжу еще раз. Проходят они под руководством Ajan Poh, аббата того самого Suan Mokkh Forest Monastery
Совсем немного истории. Где то в 20 годах прошлого века, Buddhadasa Bhikkhu
молодой монах из Бангкока, разочаровавшись в том что буддизм в его известном столичном окружении делает основной упор на культовые ритуалы нежели чем на сами основы Учения, уезжает на юг Таиланда и поселяется в лесу, где самостоятельно, оставшись наедине только с природой и самим собой, постигает суть учения Будды. Так он прожил довольно таки долго, точных сведений в его биографии на этот счет нет. И где- то по прошествии лет 20 он основал монастырь, прямо в лесу, в котором он жил. Buddhadasa умер в 1993 году, достигнув просветления. Одной из своих целей он a видел обучению иностранцев основам буддизма и медитации. Эта идея и реализовалась созданием Suan Mokkh Interneational, медитационного центра, к котором на протяжении уже 30 лет каждый месяц, с 1 по 10 число проходят ритриты для иностранцев
Я поподробнее опишу программу в Suan Mokkh, так ритрит на острове Самуи примерно схож по своей сути, только он занимает не 10 а 6 дней. Если быть точнее, то 10 дней – это только время практики, заезд в Suan Mokkh происходит в последний день предыдущего месяца и заканчивается программа эксурсией в главный монастырь 11 числа, то есть по факту получается 12 дней. Приехать лучше до 16:00. Входное интервью состоящее из нехитрых вопросов. Главное требование – понимать английский на слух, хотя, говорят, бывали случае когда наши с вами соотечественники проходили этот ритрит абсолютно не владея языком
Во время ритрита:
- не причинять страдание ни одному живому существу
- Не брать того, чего тебе не принадлежит
- Никакой сексуальной активности
- молчать все 10 дней ( за редкими исключениями , как то интервью и если какие либо проблемы)
- Не читать никакой литературы, кроме той, что по теме, не слушать музыку, не пользоваться мобильными телефонами, фото и видеотехникой ( снимки можно делать только в последний день)
- не пользоваться украшениями, косметикой, парфюмом
- не принимать пищу после 13:00. Питание во время ритрита 2х разовое,завтрак в 7:30 и обед в 12:30. Вечером, в 18:00 можно попить чаю, но вот поесть уже не получится
- Следовать распорядку – подъем в 4 утра, отбой в 9 вечера. И посещать все практики.
DAILY SCHEDULE
(With some modifications on Day 9 and Day 10)
04.00 *** Wake up *** = Monastery bell
04.30 Morning Reading
04.45 Sitting meditation
05.15 Yoga / Exercise
07.00 *** Dhamma talk & Sitting meditation
08.00 Breakfast & Chores
10.00 *** Dhamma talk
11.00 Walking or standing meditation
11.45 *** Sitting meditation
12.30 Lunch & chores
14.30 *** Meditation instruction & Sitting meditation
15.30 Walking or standing meditation
16.15 *** Sitting meditation
17.00 *** Chanting & Loving Kindness meditation
18.00 Tea & hot springs
19.30 *** Sitting meditation
20.00 Group walking meditation
20.30 *** Sitting meditation
21.00 *** Bedtime
(the gates will be closed at 21.15)
21.30 *** LIGHTS OUT
Вот вроде как и все. Сдаем в кассу 2000 бат, на понятные деньги это 200 рингит или что то в районе 60 долларов, именно столько стоит вся программа вместе с питанием и проживанием. Берем ключ от кельи в дормотории и вселяемся. Мальчики и девочки живут раздельно, в разных дормах, питаются в столовой и сидят на занятиях так же отдельно.
Так дормоторий выглядит снаружи. Представляет собой здание в виде каре, с внутренним двориком, комнаты расположены по всему периметру, двери выходят вовнутрь, в дворик
Теперь главное, чем же там все таки занимаются. Система, по которой проходит ритрит, называется Anapanasity ( Mindfulness with Breathing). Я бы перевел это как Развитие Осознания при Помощи Дыхания. Сама система состоит из 16 ступеней , разбитых на 4 тетрады ( по четыре шага в каждой) На ритрите дают только первую из них, чего в принципе достаточно, так как на освоение ее может уйти достаточно много времени. В качестве объекта для медитации используется дыхание . Это тот самый метод, при помощи которого Будда пришел к просветлению. Так же, если кто знаком с термином Випассана, или Inside Meditation, это из той же области. Эти самые первые четыре шага включают в себя тренировку концентрации внимания на дыхании, а так же регулирование длительности вдохов и выдохов. В принципе, теория нехитрая, и ее не так и много. Суть в том, что бы при помощи этих практик сделать свой разум как можно чище от всякого наносного хлама, которым каждый взрослый человек переполнен под завязку.
Основная часть занятий проходит в медитационном холле. Представьте себе группу людей которая сидит в большом зале, у каждого свое место, которое остается за ним до конца ритрита . Концентрировать внимание на дыхании непросто, в голову постоянно лезет всякая, сори ежели чего, хрень! Просто прогонять ее нет смысла, придет опять. Нужно обратить на нее внимание, запротоколировать сам факт что ты о чем- то подумал. И тогда, неким чудесным образом, эта мысль тебя оставляет в покое, давая больше возможностей для концентрации. Затем, конечно же, придет следующая, и так далее, и так далее. И с ними нужно точно так же. Вот всем этим эта группа людей и занимается, либо, во всяком случае, пытается. Таким образом, посидели от 30 мин до 1 часа, затем наступает время для Walking или Standing Meditation. Постояли – походили около 30 мин и снова сели. Выдерживают не все, где-то на 2 - 3 день занятий как правило, уходит от 10 до 20 человек. Видимо , сказывается неверное представление о самой медитации. Как говорят преподаватели – не ждите каких то чудес, состояний транса, “спецэффектов” и т далее. Все может происходить но не нужно ничего ожидать. Медитация, это прежде всего работа, долгая, кропотливая, но которая непременно приводит к обретению внутреннего равновесия и ясности осознания, убирает претензии к окружающим, уменьшает уровень внутренней агрессии, делает мир вокруг тебя более гармоничным. Вот, приведу еще 2 цитаты, без комментариев:
- Люди обычно ждут смерти что бы попасть в рай ( Paradise, Haven, Nirvana). Рай – это прежде всего внутреннее состояние и может быть достигнут при жизни
- К нам приезжают практиковать медитацию последователи разных религий. Буддизм не конфликтует ни с одной из известных религий, так как буддизм – это не религия, и даже не философия. Буддизм это наука и предметом изучения является наш разум, изучение механизмов возникновения желаний, страстей и способов избавления от них
Пруд перед залом для занятий. Вот такой рассвет мы наблюдали приходя сюда сразу после занятий йогой, которые заканчиваются в 6:45
Meditation hall N1
Meditation hall N5
Чего нет на ритрите, так это ритуалов, культовой атрибутики, попыток обратить в свою веру, разговоров про Бога. В Терравада буддизме вообще нет понятия Бога. Практики этой ветви буддизма ориентированы на работу с известным. Её представители не пускаются в умствования о потустороннем, и не занимаются спекуляциями на религиозные темы. По поводу реинкарнации было сказано буквально следующее: да, такое понятие как реинкарнация существует, но того, кто перерождается , на самом деле, нет. Парадокс, но это факт. Перерождается эго, это оно проходит еще и еще жизненные циклы раз за разом, пока, наверное, не будет полностью исчерпано. Поэтому, спекуляции на темы прошлых жизней, а так же какие либо иллюзии по поводу будущих только тормозят внутреннее развитие.
Ведут ритрит тайские монахи и сестры, помогают им европейские координаторы. Тайглиш – это конечно особый язык, не очень легкий для восприятия, но они стараются говорить медленно , что бы было понятно, периодически повторяя одни и те же мысли в разное время. Есть среди монахов англичанин, он читал лекции, которые называются Dhamma Talk. Вот его было понимать порой непросто, говорит он быстро. Чем он интересен – постоянно развлекал публику разными приколами, народ постоянно ржал на его занятиях. Тайцы тоже не отстают, любят посмеяться, над самими собой - в первую очередь. Вообще тайские монахи это очень веселый, открытый и любознательный народ, общение с ними лично мне дает массу положительных эмоций
Tham Medi, тайский монах
Количество человек, посещающих ритрит в Суан Моке варьируется от 30 - 40 человек ( это не сезон в Таиланде) и до 130 ( в сезон ) Публика разных национальностей а так же разных возрастов. Больше всего немцев и американцев, поменьше французов , англичан и испанцев, канадцев ну и по 1 или несколько человек от большинства стран Европы, бывают японцы, корейцы, израильтяне, англоговорящие тайцы ( приезжают что бы подтянуть английский). Русских почти не бывает, но вот в мой последний ритрит было аж 5 человек! С двумя из них я познакомился в последний день занятий. Это программист Виктор, который живет на Ко Пангане и девушка, инструктор йоги Татьяна, которая уже 5 й месяц путешествует по Азии. Я пригласил их на форум, надеюсь что они дополнят мое описание своими комментариями, а так же поправят если я в чем то ошибся
Теперь вкратце про Dipabhavan. Находится он, как я уже сказал, на острове Самуи, на горе недалеко от Lamai Beach. Представляет собой немного упрощенную версию ритрита в Суан Моке- всего 6 дней занятий, можно поспать на 30 мин больше ( подъем в 4:30), вечером, вместе с чаем можно съесть бананов или каких нибудь фруктов если очень хочется есть. Количество человек тоже значительно меньше – варьируется от 10 до 35 человек в зависимости от сезона. Пища и в Суан Моке очень вкусная, но хочу заметить что такой вкуснотищи как на Dipabhavan ритрите, я в своей жизни еще не ел. Ведущих меньше чем в Суан Моке, на последнем ритрите были только Ajan Poh и координаторы - парень и девушка, оба немцы. В отличии от Суан Мока, этот ритрит бесплатный, они существуют за счет спонсорства а так же пожертвований. Лучше предварительно зарегистрироваться.
Зал для занятий. Это все Дипабаван
Жилье немного поскромнее, чем в Суан Моке.
Столовая
Вот наверное и все пока. Оба эти места находятся не очень далеко от нас. Я сажусь в Пудурае на ночной бас до Hat Yai, это пограничный с Малайзией город, Pavel про него уже писал, и приезжаю туда рано рано утром. Затем опять же бас - до Сурротани, либо поезд до Chaiya. Далее не проблема, просто скажите – Суан Мок, и местные тайцы с радостью помогут вам до него добраться. Вся дорога от КЛ до Суан Мока землей занимает обычно 12-16 часов. На Самуи можно и долететь, либо сначала землей до Сурротани а затем паромом до самого острова.
Вот ссылки по теме:
http://www.suanmokkh-idh.org/
Сайт ритрита в Суан Моке
http://www.dipabhavan.com/
Здесь общая информация по Дипабавану
http://www.dipabhavan.com/index.php?lay ... =538658178
Это для регистрации. Не смущайтесь что последней возможной датой для ритрита в выпадающем списке значится Ноябрь 2009, просто сайт давно не апдейтился. Выбираете этот самый Ноябрь и в Comments указываете на какой месяц вам нужна регистрация.
Закончить свое повествование я хочу статьей из блога Инги, моей очень хорошей Тайской знакомой. Инга живет в Таиланде, уже давно, с периодическими вылазками на путешествия, она в одиночку ходит порой по таким местам, куда не любой мужик отважится забраться. Когда-то давно, кажется, что это было уже в прошлой жизни, я перекапывал Сеть в поисках места типа Суан Мок и именно она тогда посоветовала мне этот монастырь на юге Тая. Я не мастер писать, и при всем желании не смог бы передать свои впечатления так живо и красочно, с таким вдохновением, как это сделала она! Инга, друг, спасибо еще тебе еще раз!
11 дней в буддийском монастыре - 2004 год
• Feb. 21st, 2008 at 12:17 PM
//«Ухожу в монастырь» – объявила я работодателям.
Происходи дело в России, с работодателей сталось бы отправить меня пообследоваться у психиатра. Но случилось все в Таиланде, и работодатели были тайцами, и монастырь былл буддийским – так что из мира меня отпустили с миром. К иностранцам, стремящимся постичь государственную религию, проявляют уважение.
К тому моменту я проработала в стране полгода. Отъезд из России в Таиланд был одновременно как ожидаемым, так и внезапным, и произошел буквально за две недели. Новая страна и новый образ жизни пришлись мне по вкусу. Здесь, в отличие от Питера, не было сумасшедшего ритма жизни, почти отсутствовали бытовые проблемы, появлялось больше свободного времени на поиски ответа на вечный философский вопрос «что делать?»(...) В итоге, пожелав перевернуть свой мир с ног на голову в очередной раз, я решила постичь искусство медитации и изучить основы буддизма.
Мест(,) для этого предназначенных, в стране великое множество, но мне был нужен монастырь «для чайников» - тех, кто не знает о медитации практически ничего. Поизучав по книжкам теорию вопроса, я пришла к выводу, что самостоятельно достичь просветления не удастся, и требуются учителя.
После недолгих посиделок в позе роденовского мыслителя и раскопок в интернете, был найден монастырь Суан Мо на юге страны – обитель, принимающая на обучение иностранцев. Ограничений для приема не было. Требовалось всего-то знать английский, на котором шли лекции, и явиться в последний день любого месяца лично – для регистрации. За курс взималась плата настолько символическая, что сумму я уже успела забыть.
Я подписалась под несколькими несложными правилами, а именно – не отнимать жизнь у живых существ, не принимать пищу в неположенное время, не брать того, что тебе не предназначено, избегать дурных мыслей и поступков и – самое завораживающее – не разговаривать в течение всего 11-дневного курса. Мобильные категорически выключались. Также не приветствовалось читать, слушать музыку, писать, и вообще – заниматься чем бы то ни было кроме познания себя и собственного внутреннего мира.
Помимо меня на курс записалось около 20 человек - путешественников из разных стран. Русских, как водится, не было. Каждому выделили отдельную келью – около 6 квадратных метров, все убранство которой состояло из каменной кровати с тонкой пляжной циновкой на ней, деревянной подушки (я не шучу!) и москитной сетки. Под подписанным мною «не убий» подразумевалось, что я не имею права прихлопнуть даже комара… (А)а наутро предстояло вставать в половине пятого утра – на первую медитацию.
Что такое медитация? Во многих источниках дается определение «спокойствие ума». Ежесекундно в нашей голове роятся потоки мыслей, они без остановки прыгают одна за другой, хаотично, бессистемно… кто-нибудь пробовал совсем ни о чем не думать хотя бы в течение минуты? Попробуйте! В современной жизни добиться спокойствия ума практически невозможно… Медитация по системе «випассана» основана на том, что ты концентрируешь внимание на собственном дыхании. Вдох.. выдох… и никаких посторонних мыслей… только ты и ничего более. А если то же самое, но сидя без движения? А с прямой спиной? «Чтобы можно было спокойно о чем-то подумать, научитесь сначала не думать ни о чем» - сказали наши Учителя.
К концу первого дня пути к просветлению я поняла, что путь этот тернист и сложен. Отгонять от себя посторонние мысли оказалось сложнее всего – значительно сложнее, чем вставать в половине пятого.
День состоял из медитаций и лекций о том, зачем все это, собственно, нужно и как это делается. Преподавали нам как тайцы-монахи, так и иностранцы. Среди преподавателей был (и наверное, есть и поныне) иностранец-монах, проживший в монастыре около 25 лет. На его лекциях мы буквально забывали дышать, боясь пропустить хоть слово…
«Вы – мирские люди, вам приходится жить в обычном, реальном, прагматичном мире. Никто не ждет от вас того что, выйдя отсюда, вы станете вегетарианцами, объявите пожизненный целибат и проведете остаток жизни в аскетической келье. Просто - научитесь жить осознанно. Прежде чем тратить время своей драгоценной жизни на достижение каких-то целей – остановитесь, подумайте. Действительно ли это вам нужно? Ваше ли это желание, или же кто-то вам навязал его – будь то знакомые, телевизор или общественное мнение? Суть не в том чтобы героически отказывать себе в удовольствии выпить утреннюю чашку кофе, а в том, чтобы не страдать, если вдруг кофе под рукой не окажется. Не будьте рабами своих желаний.»
Как все это просто! Вслушиваясь, ты понимаешь, что именно так и нужно бы жить, но многие ли из нас так могут? В погоне неизвестно за чем, мы не успеваем остановиться и подумать – зачем и куда бежим. Постоянная необходимость зарабатывать деньги на жизнь (или иллюзия этой необходимости?) приводит к тому, что все твое время превращается в этот самый процесс зарабатывания денег. Мы живем либо вчерашним днем, либо завтрашним, а время настоящее неслышно, на мягких кошачьих лапах, проходит мимо.
Через несколько дней я с удивлением обнаружила, что мысли замедлили бег, став послушными, как ручные зверьки. Внутри появился какой-то неведомый доселе покой. Ничто меня не волновало, ничто не нарушало моего равновесия. Появилось предощущение чего-то нового, что вот-вот должно было появиться из моего опыта. Я затаилась, как тигр перед прыжком, и ждала.
Наутро одиннадцатого дня обет молчания с нас был снят, и все взахлеб начали делиться опытом друг с другом. Я перекинулась несколькими фразами с путешественниками, оказавшимися рядом. Люди катались по миру месяцами, годами. Тогда мне было это странно – оставалось непонятным, как они не боятся остаться без денег, как находят новую работу, бросив старую и уехав на другой конец света. Не было странным только их стремление к перемене мест, поскольку именно такое же жило в моей душе уже много лет, и только как его реализовать – я не могла придумать.
Я доехала до острова Самуи, рухнула на пустынный пляж и провела еще неделю на острове в почти полном молчании и покое.
И именно тогда я увидела Путь. Увидела так ясно, как будто он был нарисован солнечной дорожкой поверх бирюзовой морской воды. На этом пути были снежные перевалы Гималаев и вулканы остова Ява, древние города Иордании и пыль афганских дорог, неведомые страны и новые друзья, живущие во всех концах обитаемого света – я увидела дорогу в яркий мир, полный радости, открытий и любви. В этом мире не было места сомнениям и страху. В нем не было навязанных ценностей, чужих правил и надуманных истин. В нем была Свобода и ощущение головокружительного полета.
В этом мире я и живу с тех пор. Словно бы Таиланд вернул мне крылья, потерянные где-то в ранней юности и сказал – «Летай, будь счастлива и ничего не бойся!»
http://snusnumrik2911.livejournal.com/4050.html
Ajan Poh
Сейчас еще добавлю фотографий с обоих мест

