Сообщение Евлампий » 06 янв 2019 23:31
Vladimir MSIA, Вов, спасибо за "эксперта", но, поверь, любой малазиец из числа скажем верхних ста тысяч человек знает много больше и в самых подробностях. Дело не в информации как таковой, её просто море разливанное, а в том как, действительно, сделать жизнь для людей лучше. Каждый тянет одеяло на себя, гонору на рубль а реальных дел на две копейки. Ну то ладно.
Е.К.В. избирается конференцией султанов. Нелишне напомнить, что в своё время малайский институт султаната испытал тяжёлый удар именно по инициативе премьера Махатхира. Так, в 1993г. Махатхир лишил султанов иммунитета от уголовного преследования, а конференцию султанов - права блокировать парламентские законопроекты. Хотя при этом не забудем о праве султанов отклонять кандидатуры Главных министров штатов после всеобщих выборов на уровне правительств штатов и преставлять иные альтернативные кандидатуры (и вообще, назначать по своему усмотрению, индивидуально, любого чиновника любого уровня в правительстве штата). Такое случалось, и неоднократно.
Если отжать декоративное и церемониальное, то роль короля - на мой взгляд - сводится к трём вещам:
- обеспечение дополнительного контура безопасности, на тот или иной переходный период, в случае необратимого распада консенсуса ведущих политических сил и, как следствие, межэтнической резни - что произошло единственный раз после событий 13 мая 1969г (а в современных условиях сюда можно включить всякого рода варианты развития с федерализацией Сабаха-Саравака). Не случайно, например, все рода войск и основная часть гражданских силовых ведомств имеют статус "королевских". Кроме того, без согласия Е.К.В. и конференции султанов невозможны никакие изменения в правах, гарантированных этническим малайцам в объёме ст.153 Конституции. Более того, обсуждение в парламенте ст.153 в настоящее время запрещено в принципе.
- назначение 44 из 70 сенаторов верхней палаты. Сама по себе верхняя палата неспособна изменить или отменить решения нижней палаты, но только отсрочить их на месяц. К тому же верхняя палата исключена из процесса принятия решений по любым финансовым вопросам. При этом указанные 44 сенатора назначаются "по совету премьера".
Однако этот ресурс оставляет вполне себе широкое поле для каких-то действий увещевательного характера.
- обеспечение консолидированных интересов всех султанатов перед федеральной властью. Интересы султанатов заключаются в защите ислама и прав этнических малайцев - а это определение квот на лицензии в бизнесах, разрешений на виды деятельности, стипендии, "поощрения" и проч., согласованные с законами штатов в рамках конституционных прав местного самоуправления. Другое дело, что такое разрезание пирога находится в прямой зависимости от экономического благосостояния отдельно взятого штата. Нельзя делить и рапределять права бесконечно, т.к. права это надстройка, а экономика - базис. Плохая экономика сводит на нет фактическое значение прав. Здесь каждый штат борется сам за себя под общим зонтиком представительства в федеральном центре.
Такова картина в системном виде. Точечно, Е.К.В. может рекомендовать премьеру то или иное решение индивидуальным "жёлтым письмом".
Смена Е.К.В. на глобальную политическую картину не влияет, по крайней мере в текущем климате. Однако, глобальное складывается из многих локальных пазлов, и здесь возможны флуктуации различного уровня.
Всё изложенное выше - это формализованная часть. В Малайзии - как и во всякой восточной стране - формализованность напрямую проистекает из неформального, но здесь открываются просто неисчислимые веера вариантов, о которых писать утомительно да и вряд ли стоит до той поры, пока какие-то варианты не обретут публичность в хорошем смысле этого слова.