О правовом регулировании нахождения объектов исторической ценности в Малайзии

Наши люди в Малайзии. Не туристические вопросы экспатам
Евлампий
Гуру
Сообщения: 1043
Зарегистрирован: 09 янв 2017 21:19
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 269 раз

О правовом регулировании нахождения объектов исторической ценности в Малайзии

Сообщение Евлампий » 31 июл 2018 01:07

Территория нынешней Малайзии издревле находилась на перекрёстке торговых путей, пролегающих из стран Ближнего Востока, из Китая и Индии, и служила в некотором смысле депозитарием по хранению объектов высокой материальной, а впоследствии и исторической ценности - драгметаллов, ювелирных камней, платёжных средств и пр.

Без сомнения, какая-то часть этого наследия оказалась сохранена вдали от посторонних глаз под землёй (в т.ч. на местах нынешних территориальных вод, в горной местности, на бывших участках захоронений), а впоследствии утеряна по тем или иным причинам - в силу, например, скоропостижной кончины владельца, или катастрофы плавсредства, или рассогласования между поколениями родственников.

Каким же образом в Малайзии регулируется этот вопрос законодательно?

Подумаем об этом.

Вопрос правового регулирования нахождения объектов исторической ценности (кладов) в полной мере подпадает под действие федерального закона 645 "О национальном достоянии" от 2005г. (National Heritage Act 2005 {Act 645}), вступившего в силу после полного цикла парламентских слушаний и одобрения Е.К.В. Верховного монарха страны 30 декабря 2005г.

Данный федеральный закон подытожил всю предшествующую правоприменительную практику и заменил собой федеральный закон "О кладах без владельца" (Treasure Trove Act 1957 {Act 542}), "О предметах древности" (Antiquities Act 1976 {Act 168}), причём все три закона (## 542-168-645) представляют собой последовательное развитие единого комплекса вопросов в хронологическом порядке.

Более ранний порядковый номер 542, численно превышающий хронологически более поздний номер 168, объясняется "обнулением" Перечня федеральных законов страны в 1968г. (т.е. с 1968г. перечень федеральных законов начал формироваться с "единицы"), причём в данном случае с сохранением этого порядкового номера - в перечне федеральных законов страны после 1968г. закон "О кладах без владельца" (Treasure Trove Act 1957) по-прежнему сохраняет свой первоначальный номер 542.

Полный перечень федеральных законов Малайзии доступен на официальном портале генерального прокурора страны по http://www.agc.gov.my/agcportal/index.p ... reVhEUT09# - на сегодняшний день насчитывает восемьсот три федеральных закона, последний датирован апрелем 2018г.

В своей предметной части федеральный закон номер 645 "О национальном достоянии" (2005г.) регулирует:

1. места национального достояния (часть VII - определение "места национального достояния", процедуры его проверки, защиты, купли-продажи земельных участков с находящимися на них "местами", консервации "места" и прилегающей к нему зоны шириной до двухсот метров по периметру). При этом термин "национальное достояние" объединяет как культурное, так и природное достояние страны применительно к архитектурным памятникам и природным локациям.

2. объекты национального достояния (часть VIII - обнаружение объекта, право владения им, процедура его регистрации, купли-продажи, получение компенсационных выплат, консервация объекта). При этом термин "объект" вынесен в отдельную категорию, отличную от
- "мест национального достояния" (часть VII),
- "подводного культурного наследия" (часть IX), и
- "клада без владельца" (часть XI).

Можно надёжно полагать, что объект национального достояния несёт в себе в том числе черты предметов интеллектуального труда. Примеры таковых объектов будут указаны ниже. Сюда же включены ныне живущие физические лица в случае признания их исключительных заслуг (например, Мохамад Нур бин Халид, Рамли бин Ибрагим, Джати Анак Джу и др.). Вместе с тем, в части I п.2 рассматриваемого закона 645 указано, что под "объектом" понимаются:
- любые движимые предметы антиквариата (свыше 50 лет) как то: домашняя и сельскохозяйственная утварь, декоративные изделия, орнаменты, скульптуры, живопись, резьба, изделия из текстиля, музыкальные инструменты, оружие, манускрипты, монеты, банкноты, медали, печати, флаги, а также средтсва передвижения, в т.ч. лодки.

При обнаружении объекта культурного наследия лицо, его обнаружившее, обязано (часть VIII п.47) "незамедлительно известить о находке спецуполномоченного по национальному достоянию либо...любое уполномоченное лицо (на федеральном уровне или на уровне штата) и, по возможности, доставить объект в его расположение с получением расписки о приёмопередаче". В этом же п.47 уточняется, что эти действия обязаны производиться таковым лицом "при основаниях полагать о наличии значимости культурного наследия объекта". Это непрямым образом допускает неведение лица о значимости, но, конечно, не освобождает его от ответственности. Здесь надо понимать, что атрибуция "культурного наследия" не равнозначна "национальному достоянию" - таковое может быть установлено только после всех необходимых процедур регистрации.

Неисполнение п.47 наказуется штрафом до 50 тыс. рингит, либо тюремным заключением до десяти лет, либо тем и другим.

Спецуполномоченный по национальному достоянию обозначается термином "Commissioner of Heritage", назначается на федеральном уровне министром туризма и культуры. В период 15.06.2016 - 14.06.2018 этот пост занимала Заина бинти Ибрагим (Dr. Zainah binti Ibrahim, http://www.federalgazette.agc.gov.my/ou ... _P.U.%20(B)%20395.pdf ). На данный момент (30.07.2018) вакансия не занята. Спецуполномоченный возглавляет департамент национального достояния (Jabatan Warisan Negara, http://www.heritage.gov.my/en/ ) в составе указанного министерства. Дополнительно, существует "Совет по национальному достоянию" (часть IV рассматриваемого федерального закона 645), формируемый министром, однако его функции рекомендательные и не обязуют министра и спецуполномоченного к действию.

Последующий п.48 постулирует абсолютное право владения любого объекта культурного наследия (обнаруженного после 30 декабря 2005г.) федеральным правительством страны. При этом допускается, что в случае нахождения "объекта" на частном земельном участке, владельцу такового участка "может быть" уплачена "компенсация" (неустановленного порядка). Далее, п.53 предусматривает выплату "разумной" компенсации спецуполномоченным по национальному достоянию, на его усмотрение, в адрес нашедшего, или владельца земельного участка, или информатора о находке.

Любой объект культурного наследия, расположенный на поверхности почвы, под её поверхностью, а также в бассейне реки или моря, без установленного владельца на момент до 30 декабря 2005г., безальтернативно и в полной мере является собственностью федерального правительства с опцией вероятной компенсации (неустановленного порядка) в адрес владельца земельного участка по месту нахождения в случае его обнаружения позле 30 декабря 2005г.

Важно заметить, что статус объекта национального достояния как последующего этапа исследования
- "объекта культурного наследия" (часть VIII), равно и
- места национального достояния (часть VII),
приобретается по прохождении установленной в рассматриваемом законе процедуры регистрации и публикации в органе печати канцелярии генерального прокурора "The Gazette" - функционально, полный аналог "Российской газеты". По её завершении выпускается индивидуальный сертификат.

Таковая публикация в отношении объекта культурного наследия (часть VIII п.49 федерального закона 645) не носит обязывающего характера (формулировка “may”). Часть VII, охватывающая "места национального достояния" безусловно обязует спецуполномоченного по национальному достоянию производить такую публикацию (п.31 федерального закона 645).

В этой связи к сведению любителей Малайзии имеется Перечень http://www.federalgazette.agc.gov.my/en ... ari=Search , отражающий официальную регистрацию мест национального достояния и объектов культурного наследия (в т.ч. ряд ныне живущих лиц).
Из свыше девяноста позиций под категорию "объектов" подпадают объекты, оформленные пятнадцатью извещениями
- элементы декора в нижней палате парламента и в Сенате,
- Государственный Герб, Государственный Гимн, Экземпляр Декларации Независимости,
- отдельно девять объектов: театральные постановки и проч., одна памятная монета,
- уличный парад Чингай,
- атрибутика некоторых течений народного фольклора,
- золотой орёл владельца Софиан бин Нордин
- проч.

Материальные объекты национального достояния, принадлежащие частным лицам, могут, в индивидуальных случаях, иметь ограничения (запрет) по купле-продаже.

Можно отметить крайне небольшой круг индивидуальных владельцев объектов (при наличии таковых владельцев) - многие из вещей, регистрируемые из года в год, принадлежат одним и тем же лицам. Безусловно, это граждане истинно высокой культуры, а не трагикомичные симулянты оной.

Остальные семьдесят с лишним позиций Перечня посвящены местам национального достояния.

Вообще, по состоянию на начало 2018 г. Перечнем охвачены 497 отдельных объектов, мест и лиц из которых 69 - здания, археологические и природные места, 96 - объекты антиквариата, 21 - ныне живущие лица, 311 - невещественные объекты (фестивали, театральные постановки, парады). По сути, в части касающейся объектов антиквариата имеется лишь 96 предметов, признанных национальным достоянием. Однако даже являясь культурным наследием (этап до национального достояния) предметы антиквариата без установленного владельца, расположенные на земле и под землёй (часть VIII) являются собственностью федерального правительства.

Часть IX рассматриваемого федерального закона 645 посвящена "Подводному культурному наследию".

Чёткое определение "культурного наследия" не приведено. Однако же, при его обнаружении нашедший обязан известить спецуполномоченного по национальному достоянию либо "служащего порта". Фактор субъективной оценки находки нашедшим (т.е., является ли найденное культурным наследием или нет), в отличие от части VIII п.47 (объекты культурного наследия на материковой и полостровной территории страны), не приводится вообще. В п.61 рассматриваемого закона карательные санкции в случае неизвещения ответственных лиц постулируются, но не детализируются - т.е., могут толковаться как угодно расширительно.

В п.62 закона указаны меры проактивного характера, которые может принять спецуполномоченный по национальному достоянию - в адрес любого лица может быть вынесено предписание сдать подводное культурное наследие лишь на основании умозаключения (информации) спецуполномоченного о его наличии у лица (в отсутствие первичной инициативы лица). Как и в п.61, карательные санкции предусмотрены, но не детализируются.

При нахождении любого подводного культурного наследия возрастом предположительно менее ста лет, локация объявляется местом национального достояния либо закрытой зоной, что обязано быть отражено в издании "The Gazette" - см. перечень выше.

В п.65 рассматриваемого закона реализован прямой запрет на целенаправленный поиск подводного культурного наследия в малазийских водах кроме случаев лицензированной спецуполномоченным по национальному достоянию деятельности. Карательные санкции постулированы, но не детализированы. Не стоит забывать о возможности их расширительного толкования в любом объёме.

В случае отсутствия установления владельца в течение года с момента обнаружения подводное наследие переходит в исключительную собственность федерального правительства.

Часть Х рассматриваемого закона посвящена общим принципам признания позиций, указанных в трёх вышеописанных частях VII, VIII, IX, в качестве национального достояния. Здесь важно упомянуть п.71 - регистрация всех таковых позиций не только посредством публикации в издании "The Gazette", но и в Регистре национального достояния. Обе публикации в подавляющей степени идентичны, однако сведения Регистра национального достояния не публикуются в открытом доступе, и приобретаются по специальному запросу. Это имеет место в силу различия в земельных кодексах штатов страны, часть которых признаёт в своей судебной практике одну публикацию, часть - другую.

Часть XI рассматриваемого закона описывает правовое регулирование нахождения "клада без владельца". Эта часть введена специально в дополнение к части VIII (объекты культурного наследия) с целью снятия противоречий между земельными кодексами различных штатов и приведения правовой базы к единообразию. В чём состоит отличие "клада" от "объекта культурного наследия"? Кладом, согласно п.2 закона 645, признаётся любое платёжное средство, монеты, золото, серебро, слитки, драгоценные камни, а также любой ценный предмет, обнаруженный в земле, ложе реки или в море, чей владелец неизвестен и не может быть найден, однако при этом не признан спецуполномоченным по национальному достоянию вещественным культурным наследием. Как и в предыдущих частях, таковое нахождение обязует нашедшего незамедлительно проинформировать спецуполномоченного или представителя правительства штата о находке. При этом п.74 закона наделяет правительство штата полномочиями проактивного характера - в адрес любого лица может быть вынесено предписание сдать клад лишь на основании умозаключения (информации) правительства штата о его наличии у лица (в отсутствие первичной инициативы лица). Отсутствие информирования автоматически лишает нашедшего на право владения кладом, проистекающего из его возможного родственного или иного отношения к владельцу клада (если таковой известен, но не найден).

В отсутствие признаков культурного наследия клад становится собственностью правительства штата (п. 78 закона).

В п.79 закона предусмотрена компенсация в адрес нашедшего или в адрес владельца земельного участка "на усмотрение правительства штата в размере, определённом правительством штата". То есть компенсация не имеет обязующего характера.

Недоведение до сведения правительства о находке, равно нераскрытие обстоятельств нахождения, а также ложная информация влекут за собой штраф до50 тысяч рингит, либо тюремное заключение до пяти лет, либо то и другое.

Нахождение клада на федеральных территориях страны подотчётно министру федеральных территорий.

Часть XII закона (п.83): Вывоз объектов культурного наследия вне экспортной лицензии, выдаваемой спецуполномоченным по национальному достоянию, запрещён, объектов национального достояния - запрещён в принципе. При этом вывоз объекта культурного наследия обязан производить непосредственно его владелец и никто иной. Нарушение карается штрафом до ста тысяч рингит, или тюремным заключением до десяти лет, или тем и другим. Отсюда, даже ржавая монетка может стать предметом карательных мер в адрес нарушителя.

В п.86 закона содержится прямой запрет на любую нелицензированную деятельность с целью обнаружения любых предметов по всем указанным выше частям закона. Наказание - до 50 тысяч рингит штафа, до пяти лет заключения либо оба. Однако п.87 предусматривает наличие процедуры на получение таковой лицензии.

Организованная купля-продажа предметов культурного наследия (юридическими лицами) подлежит обязательному сертифицированию спецуполномоченным по национальному достоянию (п. 91 закона) с полной подотчётностью сделок (п.93).

--------------

Полагаю, любой читатель согласится, что место предметов, охваченных этим описанием - в государственных музеях Малайзии. Это - предмет гордости народа, пример для подражания последующим поколениям, а также одна из наглядных основ национального самосознания малазийцев.

для музея.jpg
для музея.jpg (421.34 КБ) 640 просмотров

Вернуться в «Жизнь в Малайзии»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей