Регулирование деятельности шариатских судов и исламских юристов на федеральных территориях Куала Лумпур, Путраджая и Лабуан.
Рассмотрим пример таковой деятельности, осуществляемой на трёх федеральных территориях страны в сопоставлении с деятельностью исламской судебной системы в одном из штатов (т.е. не федеральной территорией) и в сопоставлении с законами светского права, действующего по всей территории страны.
Таковое сравнение важно по вполне практическим причинам. Во-первых, все мусульмане в стране (а граждане малайского происхождения относятся к ним практически на 100%) являются объектами юрисдикции как шариата, так и общего светского права – т.е. живут одновременно в среде двух правовых систем. Кроме того, многие мусульмане, проживающие на федеральных территориях – например, в столице страны Куала Лумпуре, регулярно пересекают границу этих федеральных территорий и выезжают в близлежащие штаты – например, в Селангор, что вносит их под действие уже трёх правовых систем: общегосударственного светского права, шариатских законов федеральных территорий и шариатских законов штата (например, Селангора). При этом многие юристы обладают сразу двумя лицензиями, дающими им право консультировать клиентов и выступать в судах как в общегражданской, так и в шариатской системе – причём в разных юрисдикциях шариатской территориальной принадлежности.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Применение законов светского общегражданского права является сферой действия федерального правительства, в то время как применение исламского права определяется заксобранием каждого отдельно взятого штата. Касательно федеральных территорий Куала Лумпур, Путраджая и Лабуан исламское право регулируется парламентом страны.
Область действия исламского права охватывает:
- наследование имущества,
- оформление завещаний,
- помолвку,
- свадьбу,
- развод,
- наследование имущества вдовой,
- алименты,
- усыновление / удочерение,
- оформление законности рождения,
- опекунство,
- дарение,
- раздел имущества,
- деятельность коммерческих и некоммерческих исламских фондов,
- вакуф,
- назначение членов исламских религиозных правлений, фондов, институтов,
- назначение и управление закятом, фитрой и байтумалом,
- деятельность мечетей и иных исламских мест молений в полном объёме,
- вынесение и исполнение наказаний за несоответствие уложениям шариата,
- создание, организация и деятельность шариатских судов,
- контроль за доктринами и толкованиями ислама,
- определение вопросов, подпадающих под исламское право,
- малайские обычаи.
Несмотря на указанную фрагментацию правовых систем от штата к штату, регулирование деятельности шариатских судов и их обслуживающего персонала как на федеральных территориях, так и на уровне штатов производится очень схожим образом. Это происходит, главным образом, ввиду государственной политики централизованной исламизации под руководством федеральных агентств: Малазийского департамента исламского развития (JAKIM, Malaysia Department of Islamic Development / Jabatan Kemajuan Islam Malaysia) и Малазийского судебного департамента шариата (JKSM, Syariah Judiciary Department Malaysia / Jabatan Kehakiman Syariah Malaysia) – оба входят в состав Департамента премьер-министра. Эти два федеральных агентства имеют большое влияние и существенно способствуют унификации исламского судебного делопроизводства по всей стране.
Модернизация исламской правовой системы в стране началась в 1980-х гг. с изданием различных законодательных актов как на уровне штатов, так и на федеральном уровне. При этом от штата к штату модель шариата неодинакова. Например, в штате Келантан имеется в наличии исламское уголовное право, а именно – закон “О шариатском уголовном кодексе штата Келантан” (Kelantan Syariah Criminal Code Enactment 1993), предусматривающий объём преступлений и наказаний, определяемых строго по тексту Корана – в т.ч. отсечение конечностей и проч. (наказания хадд / hudud, причём хадд расматривается как наказание за преступление перед законом, а не личностью – соответственно, примирение сторон невозможно). Кодекс Келантана не может быть приведён в действие, поскольку объём его притязаний превышает конституционно закреплённые законодательные возможности штатов – но, тем не менее, он существует и не отменяется.
Вообще, на федеральных территориях уголовные дела по шариату ограничены оскорблением религии – пропаганда “ложных доктрин”, религиозное обучение без лицензии, невыполнение пятничных молитв, употребление алкоголя, половые контакты вне брака, гомосексуализм. Для более полного перечня преступлений см. федеральный закон “Об уголовных преступлениях против шариата на федеральных территориях” (Syariah Criminal Offences (Federal Territories) Act No. 559 of 1997). Деятельность исламских юристов на федеральных территориях регулируется федеральным законом “О применении исламского права” (Administration of Islamic Law (Federal Territories) Act No.505 of 1993) и Правилами шариатских юристов (Peguam Syarie Rules 1993, составлены согласно требований федерального закона №505 “О применении исламского права”).
Юристы, практикующие в общегражданских светских судах, именуются адвокатами (advocates, solicitors) и в полном составе являются членами Ассоциации юристов Малайзии (Malaysian Bar (“Bar”)), в том числе управляются данной Ассоциацией. Данное объединение представляет собой автономную некоммерческую самоуправляемую организацию, регулирующее деятельность лиц в сфере юриспруденции на всей полуостровной части страны. В сферу её компетенции, по конституционным причинам, не входят Сабах и Саравак. Правовой статус Ассоциации закреплён федеральным законом “Об адвокатской деятельности” (Legal Profession Act 1976). При этом юристы, обладающие как общегражданской так и шариатской лицензией на ведение судебных дел, обязаны следовать требованиям регуляторов этих двух правовых систем в отдельности.
ФОРМАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЕДЕНИЮ ПРАКТИКИ В ШАРИАТСКИХ СУДАХ
Федеральным законом “О применении исламского права” (Administration of Islamic Law (Federal Territories) Act No.505 of 1993) в п. 59(1) предусматривается, что Исламский религиозный совет федеральных территорий (MAIWP, Federal Territory Islamic Religious Council / Majlis Agama Islam Wilayah Persekutuan, федеральное агентство в составе Департамента премьер-министра) “может назначать любое лицо с достаточным знанием исламского права исполнять функции исламского юриста (peguam syarie – “пегуам шариа”) в целях представления сторон в любых разбирательствах в пределах юрисдикции шариатского суда”. В этом же законе указано, что Исламский религиозный совет федеральных территорий (MAIWP) может выносить решения по квалификации, назначению, регулированию, контролю и надзору исламских юристов. Исламский религиозный совет как организационная единица создан на основании раздела 4 указанного федерального закона “О применении исламского права” с целью консультирования Е.К.В.Верховного монарха по вопросам, связанным с исламом. В целях регулирования деятельности исламских юристов в составе указанного Совета, согласно раздела 6 указанного федерального закона, создан специальный комитет (Syariah Lawyer Committee / Jawatankuasa Peguam). Аналогичные комитеты существуют и в составе Исламских религиозных советов на уровне штатов.
До начала практики регулирования деятельности исламских юристов, для адвокатов общегражданского светского права, практикующих в светских судах, существовала возможность получения формального назначения от Исламского религиозного совета (в качестве агента по договору вакала (wakalah)) без чёткого определения и удостоверения своей квалификации в шариатском праве, основываясь лишь на поверхностной демонстрации знания норм шариата. Однако с введением свода правил с начала 1990-х гг., процедуры аттестации и назначения были ужесточены. Стал требоваться определённый объём конкретных знаний исламского права, а лицензии практикующего исламского юриста (сиджил (sijil)) перестали выдаваться немусульманам. Так в п.10 Правил шариатских юристов (Peguam Syarie Rules 1993) указаны требования соответствия допуску к участию в шариатском суде: кандидат обязан быть гражданином Малайзии, мусульманином, возрастом минимум 21 год, получившим степень бакалавра шариатского права в признанном высшем учебном заведении. Как вариант, кандидат может быть мусульманским членом судебной службы, мусульманским адвокатом, практикующим согласно федерального закона “Об адвокатуре” (Legal Profession Act 1976) - т.е. являться зарегистрированным практикующим юристом общего права (registered common law practitioner) со степенью бакалавра права (Bachelor of Laws (LL.B., Legum Baccalaureus)), либо лицом, прослужившим в качестве шариатского судьи в любом штате Малайзии не менее семи лет. Дополнительно, кандидат должен иметь “хороший моральный облик”, не быть в прошлом привлечённым к уголовной ответственности либо внесённым в перечни банкротов и, в случае адвоката, обязан пройти экзамен на получение лицензии исламского юриста (Sijil Peguam Syarie) согласно п.7 Правил. В этой связи требования на федеральных территориях менее строгие по сравнению, например, с Селангором, где таковой экзамен должны пройти все кандидаты (т.е. не только адвокаты – юристы общего права, но и лица, заявляющие о уже существующем опыте в шариатском делопроизводстве). Кроме того, в Селангоре кандидаты должны пройти испытательный срок девять месяцев под надзором шариатской юридической фирмы с репутацией.
Соответствующие кадры готовятся в вузах страны – сред прочих, например, в Международном исламском университете Малайзии (International Islamic University of Malaysia), Университете Малайя (University of Malaya), Национальном университете Малайзии (National University of Malaysia / Universiti Kebangsaan Malaysia), Исламском научном университете Малайзии (Islamic Science University of Malaysia), Университете технологии MARA (UiTM) и др.
О ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ АТТЕСТАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ОБЩЕГРАЖДАНСКОМ И В ИСЛАМСКОМ СУДЕ.
Для юриста возможно практиковать как в общегражданском, так и в шариатском суде, и многие малазийские юристы имеют сразу две лицензии. Тем не менее, режимы аттестации и допуска в обоих случаях различны.
Минимальная академическая степень для допуска к практике в качестве исламского юриста (peguam syarie, пегуам шариа) на федеральных территориях – бакалавр шариатского права (Bachelor of Syariah) от признанного высшего учебного заведения. При этом, кандидат должен удовлетворять ряду дополнительных критериев – возраст, гражданство, религиозная принадлежность и моральный облик. В целях получения аттестации к практике в качестве адвоката в гражданском суде (Высокий суд Малайи / High Court of Malaya, третий суд в иерархии малазийских судов, после Федерального суда и Апелляционного суда, в 13 штатах зарегистрировано 22 Высоких суда) кандидат должен соответствовать требованиям, изложенным в федеральном законе “Об адвокатуре” (Legal Profession Act 1976) – в частности обладать степенью бакалавра права (Bachelor of Laws (LL.B., Legum Baccalaureus)) от признанного университета либо являться барристером с правом выступления в Высоком суде в Англии. Как и для исламского юриста, в отношении общегражданских адвокатов играют роль критерии возраста, национальности и морального облика, хотя общегражданские стандарты не такие строгие – минимальный возраст по ним составляет 18 лет, а не 21. Практически, это различие не имеет смысла, т.к. к восемнадцати годам получить степень бакалавра права или стать барристером в Англии невозможно. Есть и более существенные различия - Правила шариатских юристов (Peguam Syarie Rules 1993) требуют, чтобы кандидат был гражданином Малайзии, в то время как законе “Об адвокатуре” (Legal Profession Act 1976) разрешает и статус постоянного резидента, а также в особых случаях – статус иностранного гражданина при наличии у него опыта, отсутствующего у любых иных лиц в Малайзии. Положение о допуске иностранных граждан к работе было введено правительством после бойкота Ассоциацией юристов правоприменительной практики Правил расследования дел о нарушении безопасности (Essential (Security Cases) Regulations 1975 (ESCAR)), составленных согласно ордонанса №1 “Об особых полномочиях в рамках чрезвычайного положения” (Emergency (Essential Power) Ordinance No.1) датированного маем 1969г. и выпущенного по результатам национальных мятежей.
Закон “Об адвокатуре” (Legal Profession Act 1976) требует наличие “морального облика” у кандидата, под чем подразумевается “отсутствие привлечения к уголовной ответственности в Малайзии или где бы то ни было в преступлениях такой тяжести, какие могли бы не позволить дальнейшую юридическую практику – в т.ч. мошенничество”. Это определение оставляет возможность для наличия у общегражданского юриста привлечений по преступлениям небольшой степени тяжести, либо по преступлениям со сроком давности, либо по преступлениям не подразумевающим мошенничество.
Напротив, Правила шариатских юристов (Peguam Syarie Rules 1993) категорически дисквалифицируют любое лицо, замешанное в любом уголовном правонарушении. Аналогично, в случае банкротства кандидата в прошлом, по Правилам шариатских юристов дисквалифицирует кандидата пожизненно, а согласно “Закона об адвокатуре” таковое лицо может возобновить практику по истечении срока давности. Самое большое различие касается религиозной принадлежности. В общегражданском суде таковое требование по отношению к адвокату, согласно “Закона об адвокатуре”, отсутствует в принципе, т.е. религиозные воззрения в светском судопроизводстве не имеют никакого значения. Но касаемо исламских юристов (peguam syarie) вопрос остро дискуссионный. Так, федеральный закон “О применении исламского права” (Administration of Islamic Law (Federal Territories) Act No.505 of 1993) не содержит утверждения о необходимости исламского юриста быть мусульманином, и требует лишь “достаточного знания шариатского права”. Правила шариатских юристов (Peguam Syarie Rules 1993), которые, как было указано выше, составлены исходя из требований данного федерального закона, требуют безусловного мусульманского вероисповедания у участников шариатского судебного процесса. Это стало причиной примечательного правового прецедента. В Высокий суд обратилась Виктория Джайясили Мартин (Victoria Jayaseele Martin), немусульманский адвокат, получившая необходимую квалификацию – диплом шариатского права и практики в Международном исламском университете (International Islamic University). Она запросила судебный приказ в части принуждения Исламского религиозного совета федеральных территорий (MAIWP, Federal Territory Islamic Religious Council / Majlis Agama Islam Wilayah Persekutuan) предоставить ей возможность практиковать на основании её запроса от 2006г. Также она заявила, что требования к религии в Правилах противоречат федеральному закону, на основании которого они были изданы как таковые, а также положениям федеральной Конституции. В марте 2011г. Высокий суд в составе одного судьи отклонил требование Виктории Мартин с уточнением в том, что десятое правило требований к шариатским юристам является самодостаточным законодательным правом Совета.
В этой связи Государственный комитет по изданию фетв (National Fatwa Committee, http://www.e-fatwa.gov.my ) издал рекомендацию о недопущении немусульман к шариатской практике по причинам “недопонимания”, когда немусульманам предоставлялось бы право судить деяния мусульман, а также неподсудности таковых немусульманских юристов шариату и, как следствие, отсутствия механизма контроля и наказания шариатских юристов, допускающих ошибки в судопроизводстве.
Всё это повлекло за собой оживлённые общественные дебаты о необходимости и оправданности условия надлежащего вероисповедания в правовой практике и о роли юриста в обеих юрисдикциях. Так, Ассоциация юристов (Bar Council) заявила, что допуск к шариатской практике любых специалистов, аттестованных по наличию профессионального уровня безотносительно к их вероисповеданию, будет способствовать взаимопониманию и уважению. Кроме того, по мнению Ассоциации, это позволило бы сторонам в шариатском судебном процессе быть представленными адвокатом по своему выбору в полном соответствии конституционным правам, так как в шариатский суд обращаются или же направляются и немусульмане. Но были и другие мнения со стороны как шариатских так и общегражданских юристов. Утверждалось, что в исламе феномены “закона” и “веры” неразрывно связаны, и в силу этого специализация в исламском праве требует не только технических знаний, но и принятия исламских ценностей. Это в дальнейшем стало официальной позицией Института изучения ислама (IKIM, Institute of Islamic Understanding / Institiut Kefahaman Islam Malaysia, федеральное агентство в составе Департамента премьер-министра) и Ассоциации мусульманских юристов шариата (Muslim Syariah Lawyers Association).
Исламский юрист может быть нанят юридической фирмой, предоставляющей услуги адвокатуры и представительства в суде, в целях расширения возможностей таковой фирмы и обеспечения её деятельности в шариатских судах. Однако при этом Ассоциация юристов (Bar Council) требует, чтобы в таком случае шариатский юрист “не являлся владельцем, партнёром, консультантом или помощником юридической фирмы” если он, дополнительно, не получил лицензию общегражданского адвоката, обновляемую на ежегодной основе (правило №15 Постановлений ассоциации юристов (Malaysian Bar Council Rulings)). Кроме того, подкомитет по шариатскому праву Ассоциации юристов (Syariah Law Subcommittee of the Bar Council) постоянно подчёркивает некорректность терминологии в наименовании специализаций в исламских судах. Так, по мнению подкомитета, термином “peguam syarie” (пегуам шариа, исламский юрист) должно именоваться лицо, параллельно лицензированное в качестве светского общегражданского адвоката. Для лиц же, специализирующихся исключительно в шариатском праве без лицензии на представительство в светском суде более корректно применять термин “pengamal syariah” (пенгамал шариа, исламский практик). Понятно, что это диктуется стремлением более квалифицированных держателей обеих лицензий (т.е. как общегражданской светской так и шариатской) сохранить своё преобладающее положение на рынке юридических услуг.
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ИСЛАМСКИХ ЮРИСТОВ
Как было сказано ранее, каждый штат в федерации несёт ответственность за исполнение шариата в своих территориальных пределах – отсюда, федеральные власти лицензируют исламских юристов лишь на федеральных территориях Куала Лумпур, Путраджая и Лабуан. Но лицензия выдаётся не шариатскими судами и не профессиональными объединениями, а государственной исполнительной властью. Так, на федеральных территориях этим занимается Исламский религиозный совет федеральных территорий (MAIWP, Federal Territory Islamic Religious Council / Majlis Agama Islam Wilayah Persekutuan), в состав которого, среди прочих лиц, входят
- Главный секретарь правительства Малайзии (Chief Secretary to the Government of Malaysia),
- Генеральный прокурор (Attorney-General),
- Генеральный инспектор полиции (Inspector General of Police),
- Верховный муфтий (Supreme Mufti),
- Главный полицейский комиссар (Police Chief Commissioner) Куала Лумпура
а также, согласно федерального закона “О применении исламского права” (Administration of Islamic Law (Federal Territories) Act No.505), ещё семнадцать человек, включая председателя и заместителя председателя, из которых пятеро должны иметь степень шариатского права.
Указанный Совет допускает исламских юристов к практике на федеральных территориях, а также обладает полномочиями выпуска правил, составления процедур и стандартов, затрагивающих уровень квалификации, надзор, контроль и обеспечение дисциплины. Правила шариатских юристов (Peguam Syarie Rules 1993) составлены Советом. Запросы на допуск к практике направляются кандидатами в адрес комитета исламских юристов (Peguam Syarie Committee), входящего в состав Совета. Комитет оформляет зачисление (дафтар) юристов в перечень зарегистрированных практикующих лиц и выдаёт лицензии, подтверждаемые на ежегодной основе (sijil peguam syarie / сиджил пегуам шариа).
Напротив, светские общегражданские адвокаты оформляются в перечень зарегистрированных практикующих лиц Высоким судом (High Court). Лицензии на ведение практики выдаются непосредственно профессиональным объединением – Ассоциацией юристов (Bar Council). Нарушения федерального закона “Об адвокатуре” (Legal Profession Act 1976) или Постановлений ассоциации юристов (Malaysian Bar Council Rulings) рассматриваются Дисциплинарным советом адвокатов (Advocates and Solicitors Disciplinary Board), состоящим из представителей профессии. Иными словами, в общегражданской системе принцип разделения исполнительной и судебной властей работает, в шариатской – нет.
Согласно п.31 федерального закона “О применении исламского права” (Administration of Islamic Law (Federal Territories) Act No.505), “Исламский религиозный совет федеральных территорий (MAIWP, Federal Territory Islamic Religious Council / Majlis Agama Islam Wilayah Persekutuan) оказывает содействие и выдаёт рекомендации в адрес Е.К.В.Верховного монарха по всем вопросам, касающимся ислама на федеральных территориях, кроме вопросов исламского права и отправления правосудия”. Вполне логично, что единственным препятствием для Совета, не допускающим его к толкованию исламского права и управлению исламским правосудием, является указанный п.31. Можно заметить, что п.59 Правил шариатских юристов (Peguam Syarie Rules 1993) даёт Совету право прямого и полного управления исламскими юристами с учётом рассмотрения их сферы деятельности как “религиозной”, а не “юридической”. Очевидно при этом, почему специалистами исламского права поддерживается концепция наличия веры как обязательного условия корректной шариатской практики.
В отсутствие общегосударственной системы шариатского правосудия исламские юристы признаются таковыми и контролируются в отдельном режиме по территориальной принадлежности федеральных территорий / штатов. Варианты в требованиях к квалификации, административных требований (в т.ч. госпошлины) и процедурах допуска к практике от одной шариатской юрисдикции к другой является причиной ощутимого недовольства в среде исламских юристов. Это привело пониманию необходимости введения унифицированного общегосударственного набора стандартов и процедур – тем более, имея в виду наглядный пример унифицированной общегражданской правовой системы.
РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ ПРАКТИКИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИСЛАМСКИХ ЮРИСТОВ
Вплоть до недавнего времени роль юриста в малазийском шариатском суде была незначительна. Стороны, предстающие перед судом в низких судах – например, в сельских местностях, имели представительство очень редко. Роль шариатского судьи “кади” заключалась в функции посредничества в вопросах семейного права или в проведении единоличного расследования с опорой на свой опыт как на авторитетный источник, при этом профессиональное представительство интересов не считалось чем-то необходимым.
Но и далеко не все могли себе позволить найм профессионала. Увеличение числа исламских юристов и их растущее участие в уголовном и гражданском представительстве имеет три причины: увеличение малайского среднего класса (отсюда повышение “цены вопроса” в семейных разделах, наследовании имущества), усовершенствование шариатской системы с начала 1990-х гг. (привлечение вузов к образованию юристов, судей), а также усилившееся осознание важности юридических прав в мусульманской общине – в частности, у городского населения. Однако даже невзирая на рост числа профессионалов есть сведения, согласно которым до семидесяти процентов участников разбирательств в шариатских судах Малайзии не имеют никаких представителей. Это неудивительно – так, в светских судах на полуостровной части страны не имеют юридического представительства до восьмидесяти процентов участников, обвинённых в совершении преступлений. Для шариатского суда характерны отсрочки, задержки, переносы слушаний – часто по причине неопытности и низкой компетенции как судейского, так и адвокатского состава. Бесплатный представитель может иметь низкую квалификацию, платный – слишком дорог, поэтому многие участники, в значительной мере женщины, вынуждены “вести” свои дела самостоятельно. При этом, например, при инициировании женщиной развода решения суда в отсутствие юриста неоправданно затягиваются, и даже при наличии адвоката, тем более бесплатного, он (адвокат) может негласно встать на сторону мужа, используя легальное затягивание процесса и рекомендуя примирение сторон. Надо понимать, что предоставление бесплатного адвоката в таком случае не есть обязательная законодательно закреплённая практика, а стечение “благоприятных” обстоятельств. Систематизированное изучение отношений между исламскими юристами и их клиентами в шариатских судах может стать предметом интереса для любителей Малайзии.
В рамках долгосрочной программы юридической помощи, реализуемой Ассоциацией юристов Малайзии (Bar Council), центром правовой помощи в Куала Лумпуре предоставляется бесплатная консультация и представительство в адрес лиц, удовлетворяющих критериям необходимости – в том числе и в шариатском правосудии. Дела в центре правовой помощи ведутся студентами-практикантами и специалистами с испытательным сроком со степенью бакалавра права, (Bachelor of Laws (LL.B., Legum Baccalaureus)) ожидающими полного принятия в качестве лицензированных юристов. Надзор за ними осуществляется членами подкомитета по шариатскому праву Ассоциации юристов (Syariah Law Subcommittee of the Bar Council). В 2016г. центр правовой помощи оказал содействие 141 клиенту в области шариатского права из общего числа в 19 тыс 328 клиентов (в т.ч. лиц, направленных неправительственными организациями и беженцев). Дополнительно к указанным 141 человекам, ещё 755 клиентов получили помощь в правовом центре шариатского судопроизводства Куала Лумпура под управлением общественной организации “Сёстры в исламе” (Sisters in Islam).
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГ СТОРОНАМ В СУДЕ ЛИЦАМИ, НЕ ЛИЦЕНЗИРОВАННЫМИ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Часто в адрес сторон процесса консультации предоставляются персоналом шариатского суда, не лицензированным к ведению практики в качестве исламского юриста, но имеющими должность в административном аппарате суда, что даёт им возможность предлагать консультации и иные услуги. Таковые лица могут обладать значительными познаниями в шариате, и даже иметь шариатскую квалификацию, но, тем не менее, не иметь лицензии на ведение практики.
Исполняемые роли толкуются персоналом малазийских шариатских судов несколько специфично, особенно в сельских районах. Так, назначенные судом консультанты по вопросам брака, мировые судьи, судьи по решению брачных споров, теоретически, должны выполнять функции примирения, третейского суда и вынесения судебного решения соответственно. Фактически консультант начинает предлагать варианты решений и становится посредником, кади вместо третейского решения начинает помогать примирению, а судья, невзирая на процедурную жёсткость, которой обставлены судебные слушания, поощряет стороны вырабатывать компромисс приватно, удалившись, например, в его рабочий кабинет.
В федеральных центрах консультанты по вопросам брака (marriage counselors / reconciliation officers) часто обладают теми же академическими степенями, что работники судебных шариатских органов. Значительную часть таковых специалистов составляют женщины при том, что в качестве судей женщины назначены быть не могут. С 2005г. во всех неуголовных шариатских разбирательствах на федеральных территориях на первоначальном этапе слушаний стало обязательным применение посредничества сульха. Так, стороны, зарегистрировавшие наличие спора, обязаны встретиться со специалистом по сульхе с шариатской квалификацией с целью достижения мирового соглашения. Это требование указано в Гражданских процессуальных правилах шариатского судопроизводства (Syariah Court Civil Procedure (Sulh) Rules 2004). Специалист по сульхе, чья квалификация равнозначна уровню специалиста по вопросам брака, обязан детально разъяснить положения исламского закона сторонам с тем, чтобы они осознанно и пошагово решали свой конфликт в рамках исламского права, а также во избежание противоречий исламскому праву непосредственно в формуле окончательного решения вопроса. На федеральных территориях сульха регулируется соответствующим нормативным актом - Руководством по процедуре сульхи (Sulkh Procedure Manual), см. например официальный сайт Шариатского суда федеральных территорий http://www.mswp.gov.my/index.php/en/ .
На этапе составления соглашения о примирении стороны могут пользоваться услугами своего исламского юриста (peguam syarie, пегуам шариа), однако специалист по сульхе будет рекомендовать не вносить по рекомендации исламского юриста в таковое соглашение какие-либо изменения. Стороны имеют полное право не согласиться с мировым соглашением, составленным специалистом по сульхе, и приступить к дальнейшим слушаниям своего дела. В таком случае участники могут столкнуться с существенным противодействием специалиста по сульхе, рекомендующим прекратить дальнейший ход дела, т.к. в исламе мировое соглашение имеет приоритет над решением через конфликт интересов. Дополнительно, женщины требующие развода, сохранением прав над ребёнком или алиментов иногда сталкиваются с уловками бюрократического характера с целью затягивания процесса, давлением с целью решения вопроса через компромиссное соглашение.
При этом некоторые исламские юристы как в общегражданской, так и в шариатской системе судопроизводства выражают глубокое личное и профессиональное удовлетворение в случае успеха в убеждении своего клиента решать вопрос путём мировых переговоров нежели чем идти путём прямого столкновения интересов с жёстким и безальтернативным ущемлением той или иной стороны в окончательном решении судьи. Так, исламские юристы часто рассматривают себя в качестве мусульманина, содействующего мусульманскому брату / сестре выбрать правильный бесконфликтный путь, хотя при желании клиента они могут приступить к действительно полноценному разбирательству. Очевидно, что одного мнения здесь быть не может, и другие профессионалы в этой сфере могут рассматривать свою роль с более жёстких позиций, тем более в конфликтах с высокой стоимостью наследства, раздела имущества. Эта проблематика требует более глубокого изучения любителями Малайзии.
ПРОЦЕДУРА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И ДОПУСКА К ПРАКТИКЕ В ШАРИАТСКИХ СУДАХ МАЛАЙЗИИ
(следует)
О деятельности шариатских судов на федер. терр. Куала Лумпур, Путраджая, Лабуан
Вернуться в «Жизнь в Малайзии»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей