Суда, плавающие в водах азиатско-тихоокеанского региона, сталкиваются с явлениями пиратства и вооружённых ограблений.
Пиратство рассматривается согласно определения статьи 101 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS).
Вооружённое ограбление рассматривается согласно Свода правил по расследованию преступлений пиратства и вооружённых ограблений в соответствии с резолюцией ассамблеи Международной морской организации А.1025.
Основное отличие акта пиратства от вооружённого ограбления – пиратские действия осуществляются в международных водах, ограбления – в территориальных водах.
Инциденты вооружённых ограблений и пиратских нападений в морских акваториях АТР классифицируются по четырём категориям:
Категория 1 – участие значительного числа нападающих (свыше 9 человек в 40% случаев данной категории и от 4 до 9 человек в 60% случаев). Нападающие вооружены огнестрельным и холодным оружием; экипаж получает физические повреждения, угрозы, лишается возможности перемещения по судну (связывается). Судно угоняется, либо происходит хищение груза (например, слив нефти).
Категория 2 – число нападающих от 4 до 9 человек, вооружены холодным (75% случаев) и огнестрельным (25% случаев) оружием. Экипаж получает угрозы, временно лишается возможности перемещения на период хищения денежных средств, запасных частей оборудования.
Категория 3 – число нападающих от 1 до 6 человек, вооружены холодным оружием, железными прутами, битами. Экипаж не получает повреждений, производятся мелкие хищения личного имущества, провианта, запасных частей оборудования.
Категория 4 – от 1 до 3 нападающих, не вооружены, экипаж без физических повреждений. Более половины случаев категории 4 завершаются бегством нападающих при попытке абордажа.
За 2016 г. в акваториях АТР зарегистрировано в общей сложности 85 инцидентов пиратства и вооружённых ограблений – в т.ч.
- 76 фактических и
- 9 попыток.
Это на 58% меньше, чем в 2015г. (203 инцидента всего, из них 190 фактических).
Из 85 случаев общего числа (фактические + попытки):
- 5 являются случаями пиратства (международные воды),
- 80 - вооружённых ограблений (территориальные воды государств).
Из 76 фактических инцидентов:
13 относятся к категории 1.
Из них в 10 случаях в р-не моря Сулавеси и восточного Сабаха произошли похищения экипажей:
буксирное судно Brahma 12 (26.03.2016),
буксирное судно Massive 6 (01.04.2016),
буксирное судно Henry (15.04.2016),
буксирное судно Charles 00 (22.06.2016),
буксирное судно Serudong 3 (18.07.2016),
сухогруз Dong Bang Giant No.2 (20.10.2016),
крупнотоннажный танкер Royal 16 (11.11.2016),
рыбацкие шхуны, траулеры (09.07.2016, 10.09.2016, 20.12.2016).
Общее число похищенных членов экипажей составило 48 человек, из которых 33 были освобождены по сост. на 31.12.2016.
В оставшихся 3 случаях категории 1 были осуществлены угоны:
- танкера Hai Soon 12 (07.09.2016);
- буксирного судна Ever Prosper, осуществлявшего буксирование судна Ever Dignity (03.06.2016);
- буксирного судна Ever Ocean Silk, осуществлявшего буксирование танкера Ever Giant – с целью хищения нефти (25.10.2016).
При этом из числа указанных 16 инцидентов (13 похищений экипажа + 3 угона) суда находились под флагами следующих государств:
- Малайзии (4),
- Индонезии (3),
- Панамы (3),
- Маршалловых о-вов (1),
- Норвегии (1),
- Филиппин (1),
- Республики Корея (1),
- Сингапура (1),
- Вьетнама (1).
10 инцидентов относятся к категории 2. Из них девять случаев при нахождении судна на швартовке (шесть в портах Индонезии, два в портах Вьетнама, один в порту Филиппин), один – с танкером AD Matsu по пути следования в Южно-китайском море.
8 – к категории 3, все при нахождении судов на стоянке. Из них шесть случаев в Индонезии, один – в Индии, один во Вьетнаме.
45 – к категории 4. Из них
– Сорок случаев при нахождении судов на стоянках в портах Индонезии (17), Индии (10), Вьетнама (6), Китая (3), Филиппин (2), Бангладеш (1), Южно-китайского моря (1).
- Пять случаев по пути следования в водах Индонезии (2), Индии (1), в Южно-китайском море (1), а также в Малаккском и Сингапурском проливе (1).
Из 85 инцидентов всех четырёх категорий (фактические + попытки):
- 59 (69%) произошли при нахождении судов на стоянке/швартовке,
- 26 (31%) – по пути следования.
ИНЦИДЕНТЫ С СУДАМИ НА ШВАРТОВКЕ
Из 59 случаев:
29 (50%) – в Индонезии (Банджармасин, Белаван, Чилачап, Думаи, Муара Берау, Панджанг, Пулау Батам, Самаринда, Семаранг, Танджун Приок и Табонео);
11 – в Индии (Халдия, Кандла, Вишакапатнам);
9 – во Вьетнаме (Хон Чам, Хон Гай, Вунг Тау);
3 – в Китае (Шаньдун Лункоу, Таншань Цзинтан, Тяньцзинь);
3 – на Филиппинах (Батангас, Давао);
2 – Бангладеш (Читтагонг);
2 – Южно-китайское море (р-н Пулау Бинтан).
ИНЦИДЕНТЫ С СУДАМИ ПО ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ
Из 26 случаев:
12 – в территориальных водах Филиппин (р-н Док Чан, Лангуян, Пата, Сибаго, Сибуту, Ситангкай, Тави-Тави) с похищением экипажа в шести случаях и попытками похищения в шести случаях;
5 – Малайзия (4 в р-не Сабаха (Семпора и Лахад Дату), 1 в р-не Саравака (Муках)) с похищением экипажа в четырёх инцидентах;
3 – Индонезия (р-н Баликпапан, Пулау Белитунг, Пулау Бинтан);
3 – Южно-китайское море (р-н Бинтулу, Пулау Суби Бесар, Пулау Аур);
2 – Малаккский и Сингапурский пролив (зона SOMS) (р-н Нонгса Пойнт и Пулау Ленканг);
1 – Индия (пролив Хамбат).
ТИПЫ СУДЕН
Из 76 фактических инцидентов в 2016г.
- 26 (34%) произошли на сухогрузах;
- 19 (25%) – на танкерах;
- 9 (12%) – на буксирных судах;
- 4 (5%) – на контейнеровозах;
Остальные 18 случаев (24%) – универсальные грузовые суда (5 случаев), рыбацкие шхуны (3), крупнотоннажные суда (3), транспорты снабжения (2), баржи, земснаряды, перевозчики автотранспорта.
НА КОНЕЦ I КВАРТАЛА 2017г.
В акваториях АТР произошло 20 инцидентов (15 фактических, 5 попыток), из них
- 18 случаев вооружённых ограблений,
- 2 случая пиратства,
- 12 инцидентов на швартовке,
- 8 инцидентов по пути следования,
Из 15 фактических инцидентов:
3 – категории 1,
1 – категории 2,
3 – категории 3,
8 – категории 4
Все инциденты категории 1,2 произошли в р-не моря Сулавеси и в водах к востоку от Сабаха.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ
Прибрежные государства АТР сотрудничают в деле предотвращения, противодействия угрозам с особым вниманием к акватории моря Сулавеси и к водам к востоку от Сабаха. Так, в ноябре 2016г. на пятой трёхсторонней встрече министров обороны Индонезии, Малайзии и Филиппин в Лаосе (с проведением первой встречи в таком формате в мае 2016г.) стороны пришли к согласию о трёхстороннем сотрудничестве, необходимом к реализации в кратчайший срок. Перед совместной трёхсторонней рабочей группой была поставлена задача составить соответствующие соглашения, стандартные рабочие процедуры в сфере морского патрулирования.
По материалам информационного центра межправительственной Региональной кооперации по противодействию пиратству и вооружённым ограблениям судов в Азии (Information Sharing Centre, Regional Cooperation Agreement on Combating Piracy and Armed Robbery against Ships in Asia (ReCAAP)), Сингапур. http://www.recaap.org .
На ресурсе инциденты указаны с иллюстрирующим картографическим материалом.
О безопасности хождения судов в морских акваториях АТР
Вернуться в «Жизнь в Малайзии»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей