Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки

Общаемся на любые темы
Аватара пользователя
Vladimir MSIA
Администратор
Сообщения: 3907
Зарегистрирован: 20 июл 2015 03:27
Благодарил (а): 970 раз
Поблагодарили: 751 раз

Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки

Сообщение Vladimir MSIA » 14 сен 2017 05:40

Володь (Евлампий) помнишь ты как в теме "улыбнись" выложил сравнение экзаменов нашего с тобой времени и современного ЕГЭ ? Да, отчасти, согласен, что школа раньше была сильнее и, наверное, даже соглашусь, что, одурманивание масс имеет место. Но в тоже время, говорю: "да и о нас также думало поколение старше, только под другим ракурсом".

Сейчас часто тиражируется в разных источниках (делают это наши ровесники и люди старше), что, мол, вот, в наше время мы играли целыми днями в хоккей на улицах, лазили по стройкам в поисках колбасы (строительного материала), а потом вставляли ее в велики и гоняли крутыми по району, а летом жили у бабушки и тоже постоянно на природе. А что вырастит из этих то? Которые сформировались в гаджетках и интернете, родились или выросли только при Путине, которые не знали других ценностей или же шаблонов (кому как угодно) , которые были в 90-х и СССР.

И совершенно случайно наткнулся на замечательную статью... Во многом согласен и не един в подобных суждениях. Если автору и в самом деле 25 лет, то молодец :agree: Очень хорошо)

Все меняется.. )


Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки


О консервативных родителях и прогрессивных подростках:

Я работаю в школе четвертый год. Мне 25, им — от 15 до 18. Сам я считаю, что примерно одного с ними поколения, однако, когда я учился в школе, наше поколение не воспринималось как-то по-особенному, а современный школьник для большинства — явление неизученное.

Часто меня спрашивают: «И как школьники?» «А что они?» — говорю. «Ну они какие-то другие, да?» Другие — эту характеристику я слышу чаще прочих. На просьбу пояснить значение обычно отвечают:

они ничего не хотят;
не читают, все время в телефоне;
мы в их возрасте о другом думали;
им, кроме развлечений, ничего не нужно;
не хотят работать, хотят, чтобы им все легко доставалось.
Похожие реплики можно услышать во все времена. Но меня интересует природа именно сегодняшней проблемы поколений, ведь мы с ними смотрим одни фильмы и сериалы, сидим примерно в одних пабликах, читаем одни СМИ, шутим одинаково. Однако разница все-таки есть. И она ощутима.

Прежде чем писать этот текст, я поговорил более чем с сотней московских школьников и несколькими десятками студентов-первокурсников, поэтому выводы по большей части основаны на наших с ними диалогах и моем опыте.

О свободе

Все российские школьники — дети путинской России, и другой они не знают. Сколько бы нас ни пугали «закручиванием гаек», эти дети выросли свободолюбивыми и достаточно независимыми. Они озабочены пакетом Яровой и единогласно выступают против любой цензуры в интернете. Свобода действия, свобода во всех проявлениях — одна из их важнейших ценностей. И поэтому подавляющим большинством обязательная школа ощущается как временное заточение длиной в одиннадцать лет, после которого наступит какая-никакая свобода.

При этом они трезво понимают, что абсолютной свободы нет. Они не тешат себя надеждой, что работать не придется, и вовсе не думают, что жизнь — сахар. Мем «жизнь — боль» воспринимается ими как горькая, но ироничная данность, с которой смирились взрослые. Но это не значит, что они смиряются тоже, — им бы этого не хотелось. Возможно, я скажу банальность, но школьники были бы счастливыми людьми, если бы не мир взрослых. Их родители и почти все учителя родились в стране, которой больше нет, росли в идеологии, которая больше не работает, и несут ценности, которые сегодня кажутся неактуальными. И одним из краеугольных камней является коллективизм.

Сама идея современной школы пронизана духом коллективизма. А субъективная и часто предвзятая оценочная система позволяет выстроить внешнюю иерархию. Такая иерархия установлена во многих школах и в учительской среде, где директор с помощью рычага стимулирующих выплат на педсоветах жалует «отличников» и отчитывает «троечников». И то, что было ценностью одного поколения, становится проблемой другого. Школа вообще не предлагает ребенку ситуацию выбора — это и не удивительно, ведь в коллективе зона ответственности отдельного человека размыта в современном мире анонимность дорого ценится. Для молодого человека анонимность — это в первую очередь личное пространство, свобода выбора: что читать, что смотреть, что делать. Поэтому гаджет для них — не просто игрушка, а образ жизни.

Для родителя, который привык, что «жизнь ребенка — моя жизнь тоже», это неприемлемо. Взрослые, которые воспринимают анонимность как опасность (а вдруг он там узнает что-то плохое?) и пытаются контролировать личные переписки, фактически лишают ребенка личного пространства и возможности выбора. Потому что та безграничная свобода, без которой не могут подростки, для них находится только в интернете (вероятно, во многом именно интернет ее и воспитал). Чего не скажешь о школе, где учитель решает, что будет изучаться и как, определяет обязательное домашнее задание и санкции за невыполнение и назначает даты контрольных. Школа вообще не предлагает ребенку ситуацию выбора — это и не удивительно, ведь в коллективе зона ответственности отдельного человека размыта. Но только ситуация выбора может научить ответственности. А когда ты сам несешь ответственность за свою жизнь и свои решения, опция «пожаловаться на судьбу, государство или соседей» отсутствует.

О консервативном обществе

В школе каждый сталкивался с несправедливостью. Старательной Марине, будущей медалистке, ставят пятерку по химии или физике, хотя она знает предмет максимум на троечку. А за Вовой закреплен образ двоечника, и поэтому учительница русского находит в его тетрадях те ошибки, которые в Марининой не замечает. Подобная необъективность повсеместна, и она кажется нормой. Нам проще навесить ярлык, чем постоянно пересматривать свои взгляды и менять отношение к чему-либо. Эта проблема (а для многих детей она серьезна) — следствие другой беды, а именно консервативности нашего общества и конкретно школы. Гибкие дети вынуждены подстраиваться под негибких учителей и даже родителей, мириться с необъективностью и принимать (а то и перенимать) общепринятые стереотипы, потому что спорить с ними энергозатратно и порой даже опасно. Проще лицемерить или молчать.

Но не скажу, что все дети безропотны. Все чаще — внутри даже одной моей школы — возникают стычки, в которых дети отстаивают свою правоту. Вопрос: «А зачем мы это изучаем?» — не просто попытка позлить учителя, а практический и честный вопрос. Ответа на него учитель обычно не имеет, потому что сам не знает «зачем», а преподает по инерции, потому что «надо». Но ученики требуют этого диалога. Им неприятна даже не столько бездумность процесса получения знаний, сколько неспособность и нежелание учителя о нем говорить, ставить под вопрос затверженные догмы. Они надеются, что не пойдут на компромисс, и уже грустят, что, пожалуй, это невозможно.

Это нежелание меняться и вместе с тем тотальная пассивность и безынициативность — другое пагубное следствие консервативного общества. Примерно каждый второй школьник из опрошенных мной сказал, что его родители не готовы кардинально менять свою жизнь в ситуации, когда что-то не нравится. Смена места работы, переезд или развод воспринимаются взрослыми не как действие, направленное на улучшение жизни, а как трагедия, поэтому лучше просто перетерпеть. Фразу «Ну и что, что не нравится? Надо!» слышал каждый подросток.

Формула «успех = труд», по которой живет поколение родителей, в корне отвергается подростками. Они знают достаточно примеров деятельности, в которой надо прикладывать минимум усилий: киберспорт, ведение группы в соцсетях, видеоблоги и так далее. И я говорю не о том, что подростки хотят бездельничать, а о том, что истинность родительской формулы поставлена под сомнение. Оказывается, необязательно много трудиться и делать то, что не нравится.

Нынешние подростки больше всего хотят быть счастливыми, они убеждают себя, что, в отличие от родителей, не готовы поступиться счастьем ради карьеры или достатка. Они надеются, что не пойдут на компромисс, и уже грустят, что, пожалуй, это невозможно.

О неосознанности взрослых

Ученица говорит мне на перемене: «Моя мама дура. Она эмоциональная, глупая и неосознанная. Я не могу с ней общаться. Она меня не понимает, а только кричит. А все мои попытки ее в чем-то переубедить утыкаются в ее авторитет — мол, она старше. Говорит, поживи с мое, тогда увидишь, что я права». Потом она пересказывает ситуацию, и я понимаю, что мама все-таки не права и со временем тоже права не станет. Но как мне быть? С одной стороны, я не имею права подрывать авторитет родителей, с другой, не могу быть неоткровенным с учеником. И от безысходности я говорю, что можно обратиться к психологу, что можно попробовать поговорить с мамой иначе, что я обязательно попробую с ней пообщаться на родительском собрании.

Вариант с психологом, естественно, проваливается. Если дети и решаются позвонить специалисту, то убедить родителя сходить на прием становится непреодолимой преградой. Поговорить иначе тоже не получается, потому что аргумент «я старше, мне виднее» непрошибаем — ты же не можешь победить время. Тогда я разговариваю с родителем лично и вижу, что родитель действительно не понимает, что, как, почему и зачем он делает.

Мне остается только сочувствовать таким детям. Ну что ты будешь делать, когда в шестнадцать уже критически мыслишь, читаешь сложные книги и понимаешь что-то большое, а дома видишь утыкающихся в телевизор родителей с кучей комплексов и проблем, которые не замечают ни тебя, ни жизни? Может, уйдешь с головой в виртуальную реальность? Эскапизм в шестнадцать — что может быть грустнее.

Проблема неосознанности кажется следствием предыдущих двух — консервативности общества и коллективизма. Советская идеология высоко ценила уважение взрослых и не позволяла ставить этот догмат под сомнение. Возраст в народном понимании приравнивается к опыту, а опыт — к обладанию истиной, которое, в свою очередь, дает власть, возможность для манипуляции — чем и занимаются многие взрослые и большая часть учителей.

О будущем

В моих глазах нынешние школьники — интереснее и глубже своих родителей. В шестнадцать они читают битников, нон-фикшн и сложную классическую литературу вне программы, тогда как их родители в том же возрасте читали Жюля Верна и Конан Дойла. Это не значит, что они лучше, они просто шире, ведь Конан Дойла они тоже читают. Многие из них уже подрабатывают и могут найти себе работу по увлечениям. У подавляющего большинства индивидуальный музыкальный вкус.

Когда я учился в школе, разговоры о политике казались нам скучными, и они просто-напросто отсутствовали в дискурсе. За десять лет ситуация кардинально изменилась. Это не хорошо и не плохо, это данность. И мне кажется, этот протест — не просто банальный юношеский максимализм.

Они выходят против того устройства жизни, которое установлено в стране, где их вынуждают лицемерить, смиряться или молчать, когда учитель отчитывает за опоздание на урок. Я учился в старшей школе в конце нулевых, во время расцвета «неформалов»: готы, эмо, кислотники, рокеры, скины и другие. Я сам носил широкие штаны и футболки на два размера больше, чтобы позлить завуча и математичку. Посмотрите на сегодняшних подростков. Они одеты… обычно. Их протест никак не выражается внешне. Им не нужен протест ради протеста, им есть чем заняться — хотя бы в социальных сетях. Они просто хотят отстоять свое право на анонимность, на свободы, зафиксированные в конституции (кстати, многие школьники знакомы с этим документом), на объективность и откровенность, они хотят получать честные ответы на вопросы. Мне кажется, они хотят не разрушать, они хотят защищать и созидать. И я думаю, что подростки выходят на митинги не столько против власти, сколько за себя. Они выходят против того устройства жизни, которое установлено в стране, где их вынуждают лицемерить, смиряться или молчать, когда учитель отчитывает за опоздание на урок. Другой вопрос: кто поведет этот протестный импульс и в какую сторону.

В любом случае процесс сдерживания и насильственного закрепления традиций искусственен. Сегодня подростков учат смирению, но в итоге смириться придется тем, кто учит. И пусть их сколько угодно называют другими, в итоге все равно правда, какая бы она ни была, останется за ними, потому что именно они определят будущее.


подросток с гаджетом.jpg
подросток с гаджетом.jpg (80.93 КБ) 1348 просмотров

Евлампий
Гуру
Сообщения: 1043
Зарегистрирован: 09 янв 2017 21:19
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 269 раз

Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки

Сообщение Евлампий » 14 сен 2017 07:37

Автор страдает избытком самокопания и плетения словесных кружев вокруг достаточно простых вещей.

Психология адаптации в общество в каждом поколении совершенно одинакова, с поправкой на технологический уровень. Я вот тоже искал швабоды - расстреливал из пневматики списанные противогазы в бомбоубежище. Прыгал через заборы за подсолнухами. Вёл параллельные дневники. Писал проникновенные сочинения про рэволюционеров. Нарушал так сказать запреты.

При этом, по законам социума, все вот эти вьноши бледные со взором горящим и прекраснодушные девы - за вычетом процента, укатившегося в небытие - выстроятся достаточно ровными рядами, и будут работать, платить налоги, и являться истовыми ревнителями баланса сдержек и противовесов в обществе будущего. Это неизбежно как законы термодинамики, а в парадоксальном квантовом мире мы не живём.

Но это лирика. А практика такова:

"Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других." - министер образования Фурсенко.

Вкупе с реверансами в сторону обязательного изучения закона Божьего и явной сегрегацией образования на массовое и элитное это даёт повод для размышлений.

mitchel
Гуру
Сообщения: 1258
Зарегистрирован: 06 окт 2011 01:40
Благодарил (а): 7 раз
Поблагодарили: 121 раз

Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки

Сообщение mitchel » 14 сен 2017 09:19

Евлампий писал(а):Источник цитатыизбытком самокопания и плетения словесных кружев вокруг достаточно простых вещей

а что есть в жизни вещи простые и непростые? чисто технически, у всех и всегда процесс жизнедеятельности одинаков: родиться, расплодиться и почить. он сложнее и раньше не был, и за тысячелетия не стал, и останется таковым в перспективе. всё остальное - оно уже в пределах ноосферы, и соответственно для кого-то туалет не работает, а для кого-то художественная экспозиция "туалет не работает" (ссылаюсь к фильму). между прочим, вы тоже в своих постах зондируете, а затем препарируете и анализируете ноосферу :-D а кто-то всего этого не делает, и как следствие, возможно, что ничего и не понимает, но ведь остаётся, как и вы, довольным. такая категория, как правильно или неправильно, здесь неприменима

Евлампий
Гуру
Сообщения: 1043
Зарегистрирован: 09 янв 2017 21:19
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 269 раз

Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки

Сообщение Евлампий » 14 сен 2017 11:37

mitchel, весьма применима относительно конечного результата.

197
Турист
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 14 сен 2017 05:03

Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки

Сообщение 197 » 16 сен 2017 03:37

Евлампий писал(а):Источник цитаты Автор страдает избытком самокопания и плетения словесных кружев вокруг достаточно простых вещей.

Психология адаптации в общество в каждом поколении совершенно одинакова, с поправкой на технологический уровень. Я вот тоже искал швабоды - расстреливал из пневматики списанные противогазы в бомбоубежище. Прыгал через заборы за подсолнухами. Вёл параллельные дневники. Писал проникновенные сочинения про рэволюционеров. Нарушал так сказать запреты.

При этом, по законам социума, все вот эти вьноши бледные со взором горящим и прекраснодушные девы - за вычетом процента, укатившегося в небытие - выстроятся достаточно ровными рядами, и будут работать, платить налоги, и являться истовыми ревнителями баланса сдержек и противовесов в обществе будущего. Это неизбежно как законы термодинамики, а в парадоксальном квантовом мире мы не живём.

Но это лирика. А практика такова:

"Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других." - министер образования Фурсенко.

Вкупе с реверансами в сторону обязательного изучения закона Божьего и явной сегрегацией образования на массовое и элитное это даёт повод для размышлений.


Когда я был голубоглазый блондин, то ездил я в Московском метро, покрытый глиной с головы до ног. Самые оторванные зеленые панки подходили и говорили МЫ ВМЕСТЕ :mrgreen: то был 1987 год, например. Детство, студенческая юность :agree:

Смех в том, что свободы sensu lato у нас почти как в Африке. Что хочешь, то и делай. Людям не нужна свобода вообще. Личностная. Им нужна только свобода от обязательств. Личных, семейных, социальных и общечеловеческих.

Несвободу у нас испытывают только всякие маргиналы: социопаты, уголовники, пидорасы и прочие полезные товарищи. Ну, есть еще гонимые фатумом нации, конечно. Но их исторически то в пустыню занесет, то море расступится, и всякий раз они оказываются в гонении и рабстве :agree:

Аватара пользователя
Vladimir MSIA
Администратор
Сообщения: 3907
Зарегистрирован: 20 июл 2015 03:27
Благодарил (а): 970 раз
Поблагодарили: 751 раз

Свобода, протест, осознанность: как живут современные подростки

Сообщение Vladimir MSIA » 16 сен 2017 20:26

197, Дима :-) я ждал, надеялся и верил , а ты во Флориде каким-то чудесным образом выжил ..выплыл :P

И почему снова под новым ником 197, твой предыдущий 196 никто не блочил.


Вернуться в «Разговоры обо всем»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей