Парламент Малайзии является национальным законодательным органом страны, построенным по принципам Вестминстерской системы. Двухпалатный парламент состоит из нижней палаты представителей (Dewan Rakyat) и верхней палаты - Сената (Dewan Negara). Третьей составной частью парламента является верховный монарх. Заседания проводятся в зданиях парламента. При этом термин “депутат парламента”, как правило, относится только к представителю нижней палаты (Dewan Rakyat), в то время как термин “сенатор” применяется к члену верхней палаты (Dewan Negara).
ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ
До обретения независимости ни один из штатов, входящих в состав Федерации Малайзии, отдельного парламента не имел за исключением Саравака, где имелся отдельный Гражданский совет (Council Negri), который обеспечивал местное самоуправление и найм на административные посты с 1863г. При том, что колониальное британское правительство разрешило формирование законодательных советов в Малайе, Сингапуре, Сабахе и Сараваке, они не являлись высшими законотворческими инстанциями и находились в подчинении британского Верховного комиссара (High Commissioner) или раджи (в случае Саравака).
Комиссия Рейда (Reid Commission), силами которой была составлена Конституция Малайи, смоделировала малайскую систему управления сообразно британской: двухпалатный парламент, в котором одна палата избирается напрямую, а вторая обладает ограниченными правами с некоторыми членами, назначаемыми монархом (по аналогии с Палатой лордов). В соответствии с сущностью федеральной системы страны, верхняя палата, дополнительно к лицам назначенными монархом может также иметь в своём составе депутатов, избираемых законодательными ассамблеями штатов.
В переходный период с 1957 по 1959 гг. в качестве законодательного органа действовал Федеральный законодательный совет, существовавший вплоть до первых всеобщих выборов и избрания первого парламента Малайзии.
Изначально заседания парламента проходили в здании бывшей штаб-квартиры Добровольческих сил федеративных малайских штатов возле комплекса Джалан тун Исмаил (Максвелл роуд). Собрания верхней палаты Деван Негара проходили на первом этаже, нижней палаты Деван Ракьят – на втором этаже. С завершением постройки трёхэтажного здания парламента в 1962г. и 18-ти этажной башни под офисы министерств и членов парламента произошло переселение парламента на новое место.
ОХВАТ МАЛАЙЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ ГРАНИЦАХ
Парламент Малайи получил наименование парламента Малайзии в 1963г. при слиянии Малайи, Сабаха, Саравака и Сингапура. В целях включения в свой состав представителей новых штатов как верхняя так и нижняя палаты были расширены. Соответственно, после сецессии Сингапура в 1965г. его представительство в парламенте Малайзии прекратилось.
В этот первоначальный период произошли значительные изменения в верхней палате Деван Негара. Согласно Конституции Малайи от 1957г., сенаторы, избираемые заксобраниями штатов, составляли большинство – всего 22 члена, по два от каждого штата, при том как назначенных лиц было 16. Конституция Малайзии 1963г. сохранила положение об избрании двух сенаторов от каждого штата, но при этом ряд последующих поправок повысил число назначенных лиц до 40 человек (плюс ещё 4 для представительства федеральных территорий). Депутаты, избранные от штатов, остались таким образом в меньшинстве.
Работа парламента была приостановлена только единственный раз, после националистических мятежей 13 мая 1969г. В период с 1960 по 1971гг. страна находилась под управлением Национального оперативного совета (National Operations Council / NOC).
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
I) Президент верхней палаты Деван Негара (Сената) (President of the Senate) / заместитель президента Сената (Deputy President of the Senate)
II) Спикер нижней палаты Деван Ракьят (палаты представителей) (Speaker of the House of Representatives) / заместитель спикера нижней палаты (Deputy Speaker of the House of Representatives)
А) Главный администратор (Chief Administrator)
Заместитель главного администратора (Deputy Chief Administrator)
1) Отделение науки и исследований (Research Division)
- секция экономики (Economy Section
- общественная секция (Social Section)
- секция науки, энергетики и технологий (Science, Energy and Technology Section)
- секция международных отношений и международной безопасности (International and Security Section)
- парламентская библиотека (Parliament Library)
2) Отделение безопасности (Security Division)
- оперативная секция (Operational Section)
- секция обеспечения защиты (Protective Security Section)
3) Отделение управления (Management Division)
- секция управления кадрами и инноваций (Human Resource Management and Innovation Section)
- секция финансов и бухучёта (Finance and Accounts Section)
4) Отделение строительной инфраструктуры и ландшафтного обслуживания (Building Facilities and Landscape Maintenance Division)
- секция гражданской инфраструктуры и ландшафтов (Civil, Structure and Landscape Section)
- секция техники (Mechanical Section)
- секция электрики (Electrical Section)
5) Отделение информационных технологий (Information Technology Division)
- секция системных приложений и развития средств мультимедиа (System Application and Multimedia Development Section)
- производственно-техническая секция (Operation and Technical Section)
6) Отделение управления делами членов парламента (Members of Parliament Affairs Division)
- подотдел техобслуживания (Facilities and Services Unit)
- подотдел денежных выплат и заявок (Allowances and Claims Unit)
7) Отделение международных отношений и протокола (International Relations and Protocol Division)
- межпарламентская многосторонняя секция (Inter-Parliamentary Multilateral Section)
- межпарламентская двусторонняя секция (Inter-Parliamentary Bilateral Section)
Б) Секретарь Сената (Secretary of the Senate)
1) Отделение управления Сената (The Senate Management Division)
- законодательная и протокольная секция (Legislative and Proceedings Section)
- секция парламентских отчётов (Hansard Section)
- секция перевода (Interpretation and Translation Section)
- секция караула (Serjeant-at-Arms Section)
В) Секретарь палаты представителей (Secretary of the House of Representatives)
1) Отделение управления Палаты представителей (The House of Representatives Management Division)
- законодательная и протокольная секция (Legislative and Proceedings Section)
- секретариат комитета по государственному бюджету (Secretariat for Public Accounts Committee (PAC))
- секция парламентских отчётов (Hansard Section)
- секция перевода (Interpretation and Translation Section)
Г) Юристконсульт (Legal Advisor)
Д) Отделение связи с корпорациями (Corporate Communications Division)
СОСТАВ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ
Являясь высшим законодательным органом Малайзии, парламент занимается проведением, поправкой и отменой законодательных актов. Согласно статьи 39 Конституции парламент подчиняется верховному монарху.
Нижняя палата Деван Ракьят состоит из 222 депутатов парламента, избранных из одномандатных округов, исчисленных пропорционально по количеству населения, в ходе всеобщих выборов по мажоритарной системе. Всеобщие выборы проводятся однократно в пять лет либо при роспуске парламента верховным монархом по рекомендации премьер-министра. Право голоса предоставляется зарегистрированным избирателям от 21 года, при этом голосование не носит обязательного характера. Избираться можно также от 21 года. В случае кончины члена парламента, его отставки или дисквалификации в его избирательном округе проводятся дополнительные выборы при условии остающегося срока действия текущего парламента свыше двух лет – в противном случае место остаётся вакантным до следующих всеобщих выборов.
Верхняя палата Деван Негара состоит из 70 членов (Сенат); 26 из них избираются из 13 законодательных собраний штатов (по 2 сенатора на штат), 4 назначаются верховным монархом для представления трёх федеральных территорий (2 от Куала-Лумпура, 1 от Путраджайи и Лабуана). Остальные 40 членов назначаются монархом по рекомендации премьер-министра. Сенаторы должны быть старше 30 лет, и назначаются на трёхлетний срок максимум на два срока. Роспуск парламента не затрагивает верхнюю палату.
Депутатам парламента разрешено высказываться по любому вопросу без опасений цензуры вне стен парламента; единственный орган, который может подвергнуть члена парламента цензуре – Комитет палаты по привилегиям (House Committee of Privileges). Парламентский иммунитет вступает в силу с момента произнесения членом парламента клятвы и действует только в отношении высказываний на территории парламента. В отношении высказываний вне территории парламента иммунитет отсутствует. Исключением данного правила являются части Конституции, относящиеся к общественному договору, как то: статьи о гражданстве, приоритете коренного населения, малайского языка и проч. – любые публичные запросы в адрес члена парламента по данным положениям не имеют правовой основы согласно поправок к закону “О подстрекательстве к мятежу” (Sedition Act) 1971г., принятые парламентом как следствие националистических мятежей от 13 мая 1969г. Кроме того, депутатам парламента запрещено критиковать монарха и представителей судейского корпуса. Парламентский иммунитет и иные привилегии обеспечиваются статьёй 63 Конституции, но при этом в отношении такового иммунитета существуют исключения, обеспеченные соответствующими поправками после инцидентов 13 мая 1969г.
Исполнительная власть представлена премьер-министром и его Кабинетом, состоящим из членов парламента и подотчётным парламенту. Верховный монарх назначает премьер-министра из состава нижней палаты Деван Ракьят, который является главой правительства, но при этом конституционно подчинён Его Королевскому Высочеству. Практически это выражается в том, что премьер министр обязан контролировать большинство в нижней палате. Премьер-министр подаёт список с именами членов своего Кабинета, которые далее назначаются в качестве министров верховным монархом. Обычно члены Кабинета – представители нижней палаты. Кабинет формулирует государственную политику и составляет законодательные акты на закрытых совещаниях. Члены Кабинета несут коллективную ответственность за решения Кабинета даже в случае несогласия с решением отдельных членов. Если они не желают разделять ответственность, то подлежат отставке. Несмотря на отсутствие закреплённого права в Конституции, существует должность заместителя премьер-министра, который де-факто замещает премьера в случае его смерти, отставки либо неспособности управлять.
В случае утери премьер-министром доверия нижней палаты в результате вотума недоверия либо несогласия с бюджетом, он должен подать в отставку (адресованную монарху), или же запросить монарху о роспуске парламента. В случае отказа Его Королевского Высочества распускать парламент в отставку подаёт Кабинет, и монархом назначается новый премьер.
Несмотря на то, что согласно Конституции судебная власть представляет собой независимую ветвь правительства, после конституционного кризиса 1988г. судебная власть была подчинена парламенту; судебная власть принадлежит парламенту и наделяется именем парламента в адрес судов вместо прямой принадлежности судебной власти судам, как это было до 1988г. Кроме того, министр юстиции имеет право указывать судам, по каким делам проводить слушания, где, а также в какой момент прекращать дело.
После всеобщих выборов 2008г. место главы оппозиции заняла Ван Азиза Ван Исмаил (Wan Azizah Wan Ismail), глава партии Народной справедливости (People's Justice Party) и жена бывшего зам. премьер-министра Анвара Ибрагима (Anwar Ibrahim) – первая женщина в таковом качестве.
ПРОЦЕДУРНАЯ ЧАСТЬ
В период сессии парламент проводит встречи с понедельника по четверг, поскольку пятница считается выходным днём в штатах Джохор, Келантан, Кедах и Перлис.
Предлагаемый законодательный акт начинает движение с момента подготовки министром либо министерством проекта закона, при участии министра юстиции. Далее, проект обсуждается Кабинетом. При согласовании на его отправку в парламент, проект рассылается всем депутатам парламента. Перед попаданием в нижнюю палату проект проходит три чтения. Первое чтение – на этапе предоставления проекта министром / его заместителем в парламент. В ходе второго чтения проект обсуждается депутатами парламента. До середины 1970-х гг. в обсуждении использовались как английский так и малайский языки, однако впоследствии для этой цели был разрешён только малайский язык, если Спикером палаты не получено разрешение на использование английского. В ходе третьего чтения министр или его заместитель формально представляют документ на одобрение. Как правило, для прохождения требуется большинство в две трети, однако в некоторых случаях достаточно и простого большинства голосов. В случае прохождения законопроекта, он направляется в верхнюю палату где он повторно проходит три чтения. Деван Негара может не принять законопроект, но это отсрочит его прохождение лишь на один месяц, либо, в особых случаях, на один год. По прошествии такового периода закон считается прошедшим чтения.
При прохождении чтений законопроект представляется верховному монарху, который рассматривает его в течение 30 дней. В случае несогласия, законопроект возвращается в парламент с перечнем предложенных поправок. Парламент в таком случае обязан пересмотреть законопроект с учётом предложенных поправок и вернуть его монарху в течении 30 дней, если поправки приняты. Далее у монарха есть ещё 30 дней на предоставление королевского согласия – в противном случае, законопроект приобретает статус полноценного закона. Закон не вступает в силу до публикации в официальном правительственном органе печати (Government Gazette).
Ход обсуждения законопроектов, как правило, непубличен. Депутаты парламента получают копии законопроектов лишь за несколько дней до дебатов, а средства массовой информации лишь в редких случаях имеют в распоряжении такие проекты на этапе дебатов. В некоторых случаях, по прецеденту внесения поправки к Конституции 1968г., депутат парламента может получить законопроект к дебатам без предварительного ознакомления с проведением всех трёх чтений в течение одного дня.
Несмотря на то, что процедурная часть предполагает подачу законопроектов правительством, существует также процедура подачи законопроектов депутатами парламента, не занимающими правительственных постов. Тем не менее, согласно устоявшейся практике Вестминстерской системы, такое происходит достаточно редко. Для представления такового законопроекта депутат нижней палаты должен запросить разрешение палаты обсудить проект до начала его движения.
Члены Сената (Деван Негара) имеют право инициировать законопроекты, однако только министры Кабинета могут давать ход законопроектам, связанным с финансированием, которые должны быть сначала согласованы с нижней палатой (Деван Ракьят).
При этом существует проблема движения законопроектов от депутатов оппозиционных партий, которые, естественно, не являются держателями портфелей в правительстве. Регламент (Standing Orders) парламента позволяет спикеру нижней палаты вносить изменения в письменные копии речей депутатов до их оглашения.
Парламент Малайзии
Вернуться в «Разговоры обо всем»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей