Политическая жизнь Малайзии
Добавлено: 16 янв 2021 05:35
Возможные причины чрезвычайного положения в Малайзии: 2021 г.
С самого начала текущего года политическая жизнь Малайзии, в своих лучших традициях, принимает новые окрасы и звучание. Что, впрочем, ожидаемо. Живая демократия в действии, даже с глубоко националистичными и жёсткими религиозными особенностями, реализованными на конституционном уровне, совершенно непохожа на застывший мафия-стейт банановой республики Верхняя Вольта, где власть и собственность неразделимы, а такого явления как оппозиция нет в природе (квазиоппозиция и разновекторные маргиналы вне легальных институтов принятия решений, разумеется, не в счёт). Поэтому управляющий контур Малайзии, действительно, открыт изменениям, подчас удивительным непривычному глазу, однако же имеющим вполне жёсткую внутреннюю логику и прогнозируемые варианты развития.
Как известно, с 1 марта 2020г. к обязанностям приступил новый, восьмой по счёту премьер-министр, Мухиддин Яссин. В 2016г. он основал Партию объединённых малазийских коренных народов (Malaysian United Indigenous Party / Parti Pribumi Bersatu Malaysia (PPBM / BERSATU)), апеллирующую к малайцам и оранг асли. Предыстория досрочного ухода предшествующего седьмого премьера, Махатхира Мохаммада (также со-основателя PPBM), достаточно запутана и вряд ли будет интересна в деталях, тем более по прошествии солидного по малазийским политическим меркам времени - почти целого года. Если вкратце - возглавляемая PPBM правящая (с 9 мая 2018г. по 24 февраля 2019г.) коалиция Союза надежды (Pakatan Harapan / PH, см. состав Партия правящей Коалиции Малайзии) развалилась из-за внутренних противоречий между её лидерами, поскольку М.Мохаммад, согласно внутрикоалиционным договорённостям, предполагался оставить пост премьера в период 1-2 лет с момента его занятия в пользу того или иного лидера партии по коалиции - но этого он не делал. Причём этот раскол произошёл не только по межпартийным линиям (выход PPBM из Союза надежды), но и по внутрипартийным (раскол Партии “Народная справедливость” (People’s Justice Party / Parti Keadilan Rakyat (PKR) до межфракционного уровня).
Как результат, Союз надежды утратил простое большинство (50% +1) в нижней палате парламента, что привело к роспуску кабинета министров. Понятно, что термин "правящая" коалиция означает именно контроль над кабинетом. Развал коалиции не обязательно означает её ликвидацию как таковую - Союз надежды по-прежнему существует, но уже в оппозиционной роли и со значительно меньшим числом парламентариев (91, а не 129 на пике развития).
Надо понимать, что коалиции как инструмент реальной политики в стране - явление новое. Начиная с мая 2018г. ни одна отдельно взятая партия не может - и уже вряд ли сможет - претендовать на монополию властных полномочий на федеральном уровне. Консолидация с другими игроками на политическом поле, имея в виду как минимум простое парламентское большинство и участие в кабинете министров, объективно необходима и неизбежна.
В феврале 2020г. произошло формирование новой коалиции Народный альянс (Perikatan Nasional / PN), состоящей из:
- Партии объединённых малазийских коренных народов (Malaysian United Indigenous Party / Parti Pribumi Bersatu Malaysia (PPBM / BERSATU)) - бывший участник Союза надежды, 31 парламентарий.
- коалиции Народного фронта (Barisan Nasional / BN) - практически, на 90% состоящей из одной партии, Объединённой малайской национальной организации (United Malays National Organisation (UMNO)/ Pertubuhan Kebangsaan Melayu Bersatu (PEKEMBAR), 39 парламентариев), всего 43 парламентария.
- Исламской партии Малайзии ( Parti Islam Se-Malaysia / PAS), 18 парламентариев.
- Альянса саравакских партий (Gabungan Parti Sarawak / GPS), 18 парламентариев.
- ещё четырёх партий регионального толка, чьё совокупное участие составляет 2 парламентария.
Таким образом, было достигнуто простое большинство 50%+1 в нижней палате парламента (112 парламентариев от общего числа нижней палаты 222 народных представителя), что позволило Мухиддину Яссину сформировать 10 марта 2020г. новый кабинет министров, популярно именуемый "правительством задних дверей" (backdoor government). Логика такого именования проста - посты были заняты представителями партий, не избранных народом в ходе прямых парламентских выборов в рамках бывшей правящей коалиции. Соответственно те, кто был избран - эти посты утеряли. Сложно представить больший удар по доверию широких секторов избирателей, а именно полностью выведенных за скобки DAP, PKR, AMANAH, WARISAN,завоевавших в мае 2018г., в общей сложности, 108 мест в парламенте из 222. В отличие от банановых диктаторских республик, в парламентской демократии за этим следует жёсткая политическая расплата, и вопрос лишь в её цене, в диапазоне от минимальной до максимальной.
Здесь необходимо отметить важный момент. Народный фронт - он же Объединённая малайская национальная организация (UMNO) с самого начала подчёркивала именно технический характер своих отношений с Народным альянсом с целью избежать неспособности формирования кабинета и не допустить роспуска парламента. Именно PPBM, инициатор Народного альянса, являлась первым и основным оппонентом UMNO. Достаточно сказать, что все ключевые участники РРВМ - бывшие члены UMNO и именно они лишили UMNO возможности победить во всеобщих парламентских выборах 9 мая 2018г, что привело её к опустошительному поражению впервые за 60 лет политической жизни и практически, на тот момент, поставило её на грань коллапса, т.е. ликвидации как таковой.
Отсюда ясно, что сформированная правящая коалиция с самого начала находилась в крайне неустойчивом положении. Сложно говорить хоть о какой-то стабильности при простом большинстве в один голос.
При этом 20 октября 2020г. UMNO и Исламская партия Малайзии (PAS) объявили о заключении союза Народного согласия (Muafakat Nasional /MN), что явилось итогом года межпартийных переговоров. Тактической целью союза прямо заявлено оказание согласованного давления в адрес премьера Мухиддина в обмен на оказываемую поддержку, стратегической - объединение усилий на следующих парламентских выборах. Нетрудно заметить, что хронологически это увязано с ноябрьско-декабрьской парламентской сессией, которая - из трёх ежегодных сессий - является важнейшей, поскольку на ней принимается бюджет страны на следующий год. Среди основных требований UMNO в адрес премьера Мухиддина:
- заморозка погашений любых банковских ссуд до 30 июня 2021г. и
- выдача каждому гражданину страны десяти тысяч ринггит из пенсионного фонда в качестве реальных мер социальной поддержки в условиях пандемии.
В качестве детали можно отметить официальную регистрацию союза Народного согласия (Muafakat Nasional /MN) в госреестре общественных организаций. Регистрироваться с Народным альянсом (Perikatan Nasional / PN)[/color] - даже в рамках фактической текущей парламентской работы - UMNO воздержалась. Здесь же можно вспомнить что на парламентских выборах в мае 2018г. UMNO и PAS получили 75% голосов малайских избирателей, и лишь внутренние расколы в предшествующие годы (от UMNO отделилась РРВМ, от PAS отделилась Исламская партия национального доверия (National Trust Islamic Party / Parti Amanah Negara / AMANAH), а также - что более важно - отсутствие союза между UMNO и PAS на тот момент не позволили взять парламентское большинство.
Неудивительно, что не только РРВМ, но и оппозиционный ныне Союз надежды в лице расколотой Партии “Народная справедливость” (PKR) пытается понять своё место относительно союза UMNO и PAS. Проще говоря, игроки озадачены вопросом, примут ли их в союз или нет и если да, то на каких условиях.
Всё лето и всю осень 2020г. работа кабинета министров, а равно и парламента страны, проходила под знаком постоянных обсуждений досрочных парламентских выборов (Snap Polls) по причине
- возможного выхода UMNO из временного сотрудничества с РРВМ
- последующей неспособности сформировать новый кабинет министров (отсутствие простого парламентского большинства у любого из игроков)
- роспуска парламента.
Нет сомнений в готовности UMNO к этому в любой политически целесообразный момент.
Тем не менее, UMNO, как ключевой элемент текущей правящей коалиции, продолжала с 10 марта 2020г. совместную работу с РРВМ в качестве нескрываемо вынужденной меры - принятия согласованного бюджета на 2021г. Министерские портфели для UMNO не были самоцелью, поскольку частные амбиции важны лишь в свете контроля над парламентским большинством, распределения бюджетных потоков и формирования экономического курса.
15 декабря 2020г. бюджет страны на 2021г. был принят нижней палатой, в заключительном третьем чтении, при 111 голосах "за" и 108 "против". Один парламентарий (Разалех Хамза) намеренно отсутствовал, двое скончались в октябре-ноябре 2020г. Бюджет обеспечил распределение средств по, в общей сложности, 27 министерствам.
Как было сказано ранее, шаткая правящая коалиция Народный альянс (Perikatan Nasional / PN) занимала 112 мест в парламенте из 222 (фактически 220, поскольку два парламентария скончались и перевыборы на их участках ещё не прошли). Однако два парламентария от UMNO - уже упомянутый ветеран малазийской политики с 1960-х гг. Разалех Хамза и Ахмад Джазлан Якуб и отозвали свою поддержку премьеру Мухиддину, 4 и 6 января соответственно, по причине неудовлетворённости работой коалиции.
12 января 2021г. можно считать очередным резким поворотом в политической жизни страны, который, вместе с тем, оказал непосредственное и мгновенное влияние на каждого её жителя. Свою поддержку премьеру Мухиддину, на основании неудовлетворённости работы коалиции, отозвал парламентарий от UMNO Мохаммад Назри Азиз. Таким образом, правящая коалиция оказалась в меньшинстве
- что, согласно Конституции, влечёт за собой роспуск кабинета министров
- и досрочные парламентские выборы при более чем высоких, а точнее гарантированных шансах UMNO и PAS сформировать новое правительство именно в этот период, не дожидаясь 2023 года.
Как поступает премьер министр Мухиддин?
В этот же день 12 января он обьявляет о введении в стране чрезвычайного положения в целях борьбы с пандемией. Это даёт право правящей коалиции, даже оставаясь в меньшинстве, продолжать удерживать властные полномочия до 1 августа 2021г. - если верховный монарх страны не решит прервать чрезвычайное положение ранее этого срока. Назри Азиз назвал это фактическим концом Народного альянса (PN).
Здесь необходимо понимать одну простую вещь. Кризис в обществе не решается простым провозглашением указов. В ответ на введение чрезвычайного положения, уже 31 января UMNO на генеральной партийной ассамблее планирует заявить о выходе из правящей коалиции полным составом (за что уже проголосовали две трети партийных дивизионов на местах, поскольку единолично такие решения не принимаются), и если до 12 января кризис можно было решить относительно спокойно и в рамках институциональных мер - роспуск и досрочные выборы, то после 31 января то, что именуется "правящей коалицией" имеет все шансы остаться при 69 парламентариях. Это, в условиях уже поспешно объявленного чрезвычайного положения - т.е. отсечения возможностей институциональных решений - оставляет Мухиддину очень узкий и очень незавидный коридор решений, сопряжённый с
- введением военного положения
- гражданским неповиновением
Единственной надеждой Мухиддина здесь может быть согласие UMNO всё же остаться в коалиции - но тогда она больше потеряет, чем приобретёт. Это политически бессмысленно, а балансы интересов на сегодняшний день, в случае переворота шахматной доски,
работают в её пользу. В политике время исключительно важно. Правильное решение, принятое не вовремя, не является правильным.
Раскол в обществе не лечится статусными декларациями. Утрата правительством легитимности как следствие политики задних дверей ударит по всему федеральному управляющему контуру.
Можно не сомневаться в том, что проекции на персоналию следующего премьера и следующего кабинета составляются уже сейчас. Народу страны в целом и группам поддержки в частности остаётся пожелать сделать правильный выбор - искренними друзьями становятся во время кризиса. После кризиса это легко заменяемые партнёры, поскольку кто выжидает и бросается с заверениями в дружбе победителю, тот стоит недорого. Таковы реалии малайского менталитета.
С самого начала текущего года политическая жизнь Малайзии, в своих лучших традициях, принимает новые окрасы и звучание. Что, впрочем, ожидаемо. Живая демократия в действии, даже с глубоко националистичными и жёсткими религиозными особенностями, реализованными на конституционном уровне, совершенно непохожа на застывший мафия-стейт банановой республики Верхняя Вольта, где власть и собственность неразделимы, а такого явления как оппозиция нет в природе (квазиоппозиция и разновекторные маргиналы вне легальных институтов принятия решений, разумеется, не в счёт). Поэтому управляющий контур Малайзии, действительно, открыт изменениям, подчас удивительным непривычному глазу, однако же имеющим вполне жёсткую внутреннюю логику и прогнозируемые варианты развития.
Как известно, с 1 марта 2020г. к обязанностям приступил новый, восьмой по счёту премьер-министр, Мухиддин Яссин. В 2016г. он основал Партию объединённых малазийских коренных народов (Malaysian United Indigenous Party / Parti Pribumi Bersatu Malaysia (PPBM / BERSATU)), апеллирующую к малайцам и оранг асли. Предыстория досрочного ухода предшествующего седьмого премьера, Махатхира Мохаммада (также со-основателя PPBM), достаточно запутана и вряд ли будет интересна в деталях, тем более по прошествии солидного по малазийским политическим меркам времени - почти целого года. Если вкратце - возглавляемая PPBM правящая (с 9 мая 2018г. по 24 февраля 2019г.) коалиция Союза надежды (Pakatan Harapan / PH, см. состав Партия правящей Коалиции Малайзии) развалилась из-за внутренних противоречий между её лидерами, поскольку М.Мохаммад, согласно внутрикоалиционным договорённостям, предполагался оставить пост премьера в период 1-2 лет с момента его занятия в пользу того или иного лидера партии по коалиции - но этого он не делал. Причём этот раскол произошёл не только по межпартийным линиям (выход PPBM из Союза надежды), но и по внутрипартийным (раскол Партии “Народная справедливость” (People’s Justice Party / Parti Keadilan Rakyat (PKR) до межфракционного уровня).
Как результат, Союз надежды утратил простое большинство (50% +1) в нижней палате парламента, что привело к роспуску кабинета министров. Понятно, что термин "правящая" коалиция означает именно контроль над кабинетом. Развал коалиции не обязательно означает её ликвидацию как таковую - Союз надежды по-прежнему существует, но уже в оппозиционной роли и со значительно меньшим числом парламентариев (91, а не 129 на пике развития).
Надо понимать, что коалиции как инструмент реальной политики в стране - явление новое. Начиная с мая 2018г. ни одна отдельно взятая партия не может - и уже вряд ли сможет - претендовать на монополию властных полномочий на федеральном уровне. Консолидация с другими игроками на политическом поле, имея в виду как минимум простое парламентское большинство и участие в кабинете министров, объективно необходима и неизбежна.
В феврале 2020г. произошло формирование новой коалиции Народный альянс (Perikatan Nasional / PN), состоящей из:
- Партии объединённых малазийских коренных народов (Malaysian United Indigenous Party / Parti Pribumi Bersatu Malaysia (PPBM / BERSATU)) - бывший участник Союза надежды, 31 парламентарий.
- коалиции Народного фронта (Barisan Nasional / BN) - практически, на 90% состоящей из одной партии, Объединённой малайской национальной организации (United Malays National Organisation (UMNO)/ Pertubuhan Kebangsaan Melayu Bersatu (PEKEMBAR), 39 парламентариев), всего 43 парламентария.
- Исламской партии Малайзии ( Parti Islam Se-Malaysia / PAS), 18 парламентариев.
- Альянса саравакских партий (Gabungan Parti Sarawak / GPS), 18 парламентариев.
- ещё четырёх партий регионального толка, чьё совокупное участие составляет 2 парламентария.
Таким образом, было достигнуто простое большинство 50%+1 в нижней палате парламента (112 парламентариев от общего числа нижней палаты 222 народных представителя), что позволило Мухиддину Яссину сформировать 10 марта 2020г. новый кабинет министров, популярно именуемый "правительством задних дверей" (backdoor government). Логика такого именования проста - посты были заняты представителями партий, не избранных народом в ходе прямых парламентских выборов в рамках бывшей правящей коалиции. Соответственно те, кто был избран - эти посты утеряли. Сложно представить больший удар по доверию широких секторов избирателей, а именно полностью выведенных за скобки DAP, PKR, AMANAH, WARISAN,завоевавших в мае 2018г., в общей сложности, 108 мест в парламенте из 222. В отличие от банановых диктаторских республик, в парламентской демократии за этим следует жёсткая политическая расплата, и вопрос лишь в её цене, в диапазоне от минимальной до максимальной.
Здесь необходимо отметить важный момент. Народный фронт - он же Объединённая малайская национальная организация (UMNO) с самого начала подчёркивала именно технический характер своих отношений с Народным альянсом с целью избежать неспособности формирования кабинета и не допустить роспуска парламента. Именно PPBM, инициатор Народного альянса, являлась первым и основным оппонентом UMNO. Достаточно сказать, что все ключевые участники РРВМ - бывшие члены UMNO и именно они лишили UMNO возможности победить во всеобщих парламентских выборах 9 мая 2018г, что привело её к опустошительному поражению впервые за 60 лет политической жизни и практически, на тот момент, поставило её на грань коллапса, т.е. ликвидации как таковой.
Отсюда ясно, что сформированная правящая коалиция с самого начала находилась в крайне неустойчивом положении. Сложно говорить хоть о какой-то стабильности при простом большинстве в один голос.
При этом 20 октября 2020г. UMNO и Исламская партия Малайзии (PAS) объявили о заключении союза Народного согласия (Muafakat Nasional /MN), что явилось итогом года межпартийных переговоров. Тактической целью союза прямо заявлено оказание согласованного давления в адрес премьера Мухиддина в обмен на оказываемую поддержку, стратегической - объединение усилий на следующих парламентских выборах. Нетрудно заметить, что хронологически это увязано с ноябрьско-декабрьской парламентской сессией, которая - из трёх ежегодных сессий - является важнейшей, поскольку на ней принимается бюджет страны на следующий год. Среди основных требований UMNO в адрес премьера Мухиддина:
- заморозка погашений любых банковских ссуд до 30 июня 2021г. и
- выдача каждому гражданину страны десяти тысяч ринггит из пенсионного фонда в качестве реальных мер социальной поддержки в условиях пандемии.
В качестве детали можно отметить официальную регистрацию союза Народного согласия (Muafakat Nasional /MN) в госреестре общественных организаций. Регистрироваться с Народным альянсом (Perikatan Nasional / PN)[/color] - даже в рамках фактической текущей парламентской работы - UMNO воздержалась. Здесь же можно вспомнить что на парламентских выборах в мае 2018г. UMNO и PAS получили 75% голосов малайских избирателей, и лишь внутренние расколы в предшествующие годы (от UMNO отделилась РРВМ, от PAS отделилась Исламская партия национального доверия (National Trust Islamic Party / Parti Amanah Negara / AMANAH), а также - что более важно - отсутствие союза между UMNO и PAS на тот момент не позволили взять парламентское большинство.
Неудивительно, что не только РРВМ, но и оппозиционный ныне Союз надежды в лице расколотой Партии “Народная справедливость” (PKR) пытается понять своё место относительно союза UMNO и PAS. Проще говоря, игроки озадачены вопросом, примут ли их в союз или нет и если да, то на каких условиях.
Всё лето и всю осень 2020г. работа кабинета министров, а равно и парламента страны, проходила под знаком постоянных обсуждений досрочных парламентских выборов (Snap Polls) по причине
- возможного выхода UMNO из временного сотрудничества с РРВМ
- последующей неспособности сформировать новый кабинет министров (отсутствие простого парламентского большинства у любого из игроков)
- роспуска парламента.
Нет сомнений в готовности UMNO к этому в любой политически целесообразный момент.
Тем не менее, UMNO, как ключевой элемент текущей правящей коалиции, продолжала с 10 марта 2020г. совместную работу с РРВМ в качестве нескрываемо вынужденной меры - принятия согласованного бюджета на 2021г. Министерские портфели для UMNO не были самоцелью, поскольку частные амбиции важны лишь в свете контроля над парламентским большинством, распределения бюджетных потоков и формирования экономического курса.
15 декабря 2020г. бюджет страны на 2021г. был принят нижней палатой, в заключительном третьем чтении, при 111 голосах "за" и 108 "против". Один парламентарий (Разалех Хамза) намеренно отсутствовал, двое скончались в октябре-ноябре 2020г. Бюджет обеспечил распределение средств по, в общей сложности, 27 министерствам.
Как было сказано ранее, шаткая правящая коалиция Народный альянс (Perikatan Nasional / PN) занимала 112 мест в парламенте из 222 (фактически 220, поскольку два парламентария скончались и перевыборы на их участках ещё не прошли). Однако два парламентария от UMNO - уже упомянутый ветеран малазийской политики с 1960-х гг. Разалех Хамза и Ахмад Джазлан Якуб и отозвали свою поддержку премьеру Мухиддину, 4 и 6 января соответственно, по причине неудовлетворённости работой коалиции.
12 января 2021г. можно считать очередным резким поворотом в политической жизни страны, который, вместе с тем, оказал непосредственное и мгновенное влияние на каждого её жителя. Свою поддержку премьеру Мухиддину, на основании неудовлетворённости работы коалиции, отозвал парламентарий от UMNO Мохаммад Назри Азиз. Таким образом, правящая коалиция оказалась в меньшинстве
- что, согласно Конституции, влечёт за собой роспуск кабинета министров
- и досрочные парламентские выборы при более чем высоких, а точнее гарантированных шансах UMNO и PAS сформировать новое правительство именно в этот период, не дожидаясь 2023 года.
Как поступает премьер министр Мухиддин?
В этот же день 12 января он обьявляет о введении в стране чрезвычайного положения в целях борьбы с пандемией. Это даёт право правящей коалиции, даже оставаясь в меньшинстве, продолжать удерживать властные полномочия до 1 августа 2021г. - если верховный монарх страны не решит прервать чрезвычайное положение ранее этого срока. Назри Азиз назвал это фактическим концом Народного альянса (PN).
Здесь необходимо понимать одну простую вещь. Кризис в обществе не решается простым провозглашением указов. В ответ на введение чрезвычайного положения, уже 31 января UMNO на генеральной партийной ассамблее планирует заявить о выходе из правящей коалиции полным составом (за что уже проголосовали две трети партийных дивизионов на местах, поскольку единолично такие решения не принимаются), и если до 12 января кризис можно было решить относительно спокойно и в рамках институциональных мер - роспуск и досрочные выборы, то после 31 января то, что именуется "правящей коалицией" имеет все шансы остаться при 69 парламентариях. Это, в условиях уже поспешно объявленного чрезвычайного положения - т.е. отсечения возможностей институциональных решений - оставляет Мухиддину очень узкий и очень незавидный коридор решений, сопряжённый с
- введением военного положения
- гражданским неповиновением
Единственной надеждой Мухиддина здесь может быть согласие UMNO всё же остаться в коалиции - но тогда она больше потеряет, чем приобретёт. Это политически бессмысленно, а балансы интересов на сегодняшний день, в случае переворота шахматной доски,
работают в её пользу. В политике время исключительно важно. Правильное решение, принятое не вовремя, не является правильным.
Раскол в обществе не лечится статусными декларациями. Утрата правительством легитимности как следствие политики задних дверей ударит по всему федеральному управляющему контуру.
Можно не сомневаться в том, что проекции на персоналию следующего премьера и следующего кабинета составляются уже сейчас. Народу страны в целом и группам поддержки в частности остаётся пожелать сделать правильный выбор - искренними друзьями становятся во время кризиса. После кризиса это легко заменяемые партнёры, поскольку кто выжидает и бросается с заверениями в дружбе победителю, тот стоит недорого. Таковы реалии малайского менталитета.
, очень не сразу
или получить Вечную Визу
.
))
за чашечкой тетарика и: алааама, как так, что делать, вот это новость ))
